Закон о кредитных историях основные положения и последние изменения 218 фз

Предлагаем статью на тему: "Закон о кредитных историях основные положения и последние изменения 218 фз" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ
«О кредитных историях»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 24 июля 2007 г., 6 апреля, 1, 11 июля, 3 декабря 2011 г., 23 июля 2013 г., 28 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Президент Российской Федерации

30 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением части 3 статьи 5, которая вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 января 2005 г. N 2, в «Парламентской газете» от 18 января 2005 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 44

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г. и с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением изменений в часть 4.1 статьи 4, часть 9.1 статьи 6, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, и изменений в пункт 4 части 2 статьи 4, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Изменения в пункт 4 части 2 статьи 4 исключены Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 110-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ ст 15 (ред. от 01.05.2019)

Статья 15. Государственный реестр бюро кредитных историй

1. Бюро кредитных историй считается созданным со дня его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй в соответствии с настоящим Федеральным законом только после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй.

3. Внесение записи о юридическом лице в государственный реестр бюро кредитных историй осуществляется Банком России.

4. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, осуществляющих в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность в качестве бюро кредитных историй или ассоциаций (союзов) бюро кредитных историй, не может использовать в своем наименовании слова «бюро кредитных историй» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление такой деятельности.

5. Внесение записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй осуществляется Банком России на основании заявления бюро кредитных историй, к которому должны быть приложены:

1) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;

2) сведения о руководителях бюро кредитных историй и об их заместителях;

3) подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;

4) документы, подтверждающие обеспечение защиты информации в бюро кредитных историй при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие финансовое положение и деловую репутацию участников бюро кредитных историй. Перечень указанных документов устанавливается Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5.1. В случае, если документ, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, не представлен заявителем, по запросу Банка России федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование деятельности по технической защите информации ограниченного доступа, предоставляет сведения о наличии у заявителя лицензии на осуществление деятельности по технической защите информации ограниченного доступа.

Читайте так же:  Особенности льготного налогообложения прибыли организаций

6. Банк России рассматривает заявления юридических лиц о внесении записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

7. Основанием для отказа во внесении записи о юридическом лице в государственный реестр бюро кредитных историй является:

1) наличие у руководителей бюро кредитных историй и их заместителей судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

2) несоответствие требованиям, устанавливаемым Банком России к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй;

3) несоответствие документов, прилагаемых к заявлению бюро кредитных историй, требованиям законодательства Российской Федерации;

4) непредставление определенных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй, за исключением документов, указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

5) факт владения соответственно долей или суммой долей в капитале бюро кредитных историй, превышающей 50 процентов:

б) лицом и лицами, являющимися аффилированными по отношению к нему;

в) лицами, являющимися аффилированными по отношению к лицу, не участвующему в капитале бюро кредитных историй;

6) участие в капитале бюро кредитных историй организаций, совокупная доля участия в которых государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) Банка России составляет 100 процентов, и (или) аффилированных по отношению к ним лиц.

Данное ограничение не распространяется на кредитные организации.

8. Решение об отказе во включении в государственный реестр бюро кредитных историй сообщается бюро кредитных историй в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ во включении в государственный реестр бюро кредитных историй, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

9. Бюро кредитных историй обязано информировать Банк России об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

[2]

10. На основании соответствующего заявления Банка России бюро кредитных историй в случае неоднократного нарушения им настоящего Федерального закона может быть исключено арбитражным судом из государственного реестра бюро кредитных историй. Кредитные истории, хранящиеся в бюро кредитных историй, исключенном из государственного реестра бюро кредитных историй, в течение 10 рабочих дней со дня исключения бюро кредитных историй из указанного реестра передаются на хранение в Центральный каталог кредитных историй для дальнейшей реализации в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

11. Организации, совокупная доля участия в которых государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) Банка России составляет 100 процентов, и (или) аффилированные по отношению к ним лица не вправе участвовать в капитале бюро кредитных историй.

Данное ограничение не распространяется на кредитные организации.

12. Доля или сумма долей в капитале бюро кредитных историй соответственно одного лица или лица и лиц, являющихся аффилированными по отношению к нему, или лиц, являющихся аффилированными по отношению к лицу, не участвующему в капитале бюро кредитных историй, не должна превышать 50 процентов.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ
«О кредитных историях»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 24 июля 2007 г., 6 апреля, 1, 11 июля, 3 декабря 2011 г., 23 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 1 мая, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2004 г.

Определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Устанавливаются правовые и организационные основы для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций. Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц.

Кредитные организации обязаны в течение девяти месяцев привести свою деятельность в соответствие с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям — источникам формирования кредитных историй. Источники формирования кредитных историй обязаны представлять в бюро кредитных историй информацию о ранее заключенных договорах займа (кредита) при наличии письменного указания (согласия) соответствующего субъекта кредитной истории на передачу указанной информации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением положения об обязанности предоставления кредитными организациями предусмотренной Федеральным законом информации в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Данное положение вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением части 3 статьи 5, которая вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 января 2005 г. N 2, в «Парламентской газете» от 18 января 2005 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 44

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Читайте так же:  Как узнать размер своей пенсии через интернет на сайтах госуслуги, пфр или нпф

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г. и с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением изменений в часть 4.1 статьи 4, часть 9.1 статьи 6, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, и изменений в пункт 4 части 2 статьи 4, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Изменения в пункт 4 части 2 статьи 4 исключены Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 110-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

218 фз о кредитных историях

Ипотека от 5%
ЖК Столичный

от 6 579 руб/мес

Срок сдачи
2023 год

При выдаче ипотечного займа банки особенно тщательно проверяют потенциального заемщика. Это, прежде всего, объясняется величиной суммы займа, что делает ежемесячный платеж довольно ощутимой потерей для семейного бюджета и длительностью периода пользования деньгами. Если исправно платить кредит в течение года-двух может практически каждый, то поддерживать высокий уровень дисциплины в течение 10 или 20 лет под силу не всем. Для того чтобы банки могли оценить опыт потенциального заемщика в обслуживании кредитов еще в 2004 году был подписан закон №218-ФЗ «О кредитных историях«.

Суть закона о кредитных историях и задачи, которые он решает

Появление данного нормативного акта стало логичным шагом на пути глобализации экономики России. Основными задачами закона №218-ФЗ «О кредитных историях» являются:

  • определение термина «кредитная история» и перечень информации, которую такое досье должно содержать;
  • регулирование создания, функционирования и ликвидации бюро кредитных историй (БКИ), а также определение их взаимоотношений с государственными службами, заемщиками и банками;
  • установление порядка добавления информации в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) и получения сведений о заемщиках.

Закон о кредитных историях состоит из таких глав:

  1. общие положения;
  2. кредитные истории;
  3. бюро кредитных историй;
  4. центральный каталог кредитных историй;
  5. контроль и надзор за функционированием бюро кредитных историй;
  6. переходные положения.

Документ регулирует взаимоотношения между заемщиками, кредиторами, ЦККИ, БКИ и Федеральной службой по финансовым рынкам России. Главная цель такого регулирования состоит в обеспечении максимальной безопасности кредитования для всех сторон сделки. Федеральный закон о кредитных историях содержит ряд спорных моментов, некоторые из которых не урегулированы до сих пор. Среди последних можно выделить наличие неправдивой информации и большое количество БКИ.

Многие заемщики отмечали наличие в своем кредитном досье не соответствующей истине или неточной информации. В частности, были случаи, когда погашенные займы, по-прежнему отображались как незакрытые. Кроме того, часто была искажены данные о заемщике, а также допущены ошибки в личных данных. Сегодня в России функционирует около 23 бюро кредитных историй, а банки, как правило, работают лишь с несколькими из них. Такая ситуация создает для кредиторов дополнительные риски, когда необходимая для оценки информация о заемщике попросту отсутствует.

Внесение изменений в закон о кредитных историях в 2014 году

Периодически те или иные правки вносились в документ о кредитных историях для того, чтобы усовершенствовать и уточнить некоторые его положения. Однако наиболее значимые изменения были внесены в 2014 году путем принятия закона №189-ФЗ о кредитных историях. Он расширяет сферу деятельности закона №218-ФЗ, а также содержит уточнения и дополнения ряда пунктов, в частности:

  1. заемщику больше не нужно будет писать заявление о том, что он согласен на передачу своих данных в БКИ;
  2. обязанность предоставлять информацию в БКИ была распространена не только на банки, но и на микрофинансовые учреждения и кредитные кооперативы;
  3. в БКИ стали передаваться сведения о причинах отказа в выдаче кредита, нивелируя проблему «нулевых» кредитных досье, а также о категории кредита и способе его выдачи;
  4. у банков появилась обязанность вносить в кредитную историю правки на основании заявления от заемщика;
  5. работодателям доступ к кредитным историям соискателей был ограничен, информацию из них теперь можно получать в сокращенном виде и только с разрешения клиента;
  6. кредитная история теперь может быть аннулирована на основании постановления суда;
  7. данные БКИ стали доступны не только кредиторам, но и нотариусам, судьям, а также следственным органам;
  8. даны более четкие определения терминам «субъект кредитной истории» и «кредитная история».

Общественные обсуждения проекта этого закона имели большой резонанс, поскольку многие решили, что теперь работодатели получат доступ к кредитным историям и людям, с подпорченной кредитной репутацией станет сложнее устроиться на работу. Однако на самом деле информацию из БКИ и ранее могли запрашивать любые субъекты хозяйствования, и новый закон скорее упорядочил и ограничил этот процесс.

Читайте так же:  Кому положен материнский капитал за первого ребенка

Закон о кредитных историях: основные положения и последние изменения 218 ФЗ

У каждого посетителя банка, если он хоть один раз обращался с просьбой выдать кредит, открывается кредитная история. Чтобы получить к ней доступ, финансовые организации просят подписать согласие на обработку паспортных данных. При этом в КИ хранятся не только записи о займах, информация о серии и номере документа и прописке, но и о наличии долгов, взыскиваемых судебными приставами.

Поэтому каждый клиент обязан знать, что такое кредитная история, как ее проверить и из чего она состоит. Федеральный закон о кредитных историях (ФЗ №218), утвержденный правительством, дает доступ к данным, защищает их от намерений злоумышленников и дает возможность справедливо разрешить спор между заемщиком и организацией.

О чем говорится в федеральном законе о кредитных историях?

Впервые ФЗ №218 о кредитных историях был утвержден 30.12.2004 года, после чего он был скорректирован согласно ФЗ № 189 о поправках в законе о кредитных историях.

Суть заключается в:

  • определении порядка заключения, использования и хранения КИ;
  • создании требований к данным, хранящимся в КИ;
  • установлении прав и обязанностей обеих сторон кредитного договора;
  • предоставлении полномочий и осуществление контроля над БКИ.

ФЗ состоит из 7 глав, каждая из которых раскрывает одну из сторон кредитной деятельности граждан, финансовых организаций и бюро кредитных историй. Считаете действие компании, выдавшей кредит, незаконным? Обращайтесь в суд, ссылаясь на ФЗ №218.

Требования закона о КИ

В ФЗ о кредитных историях говорится, что объектом КИ может быть человек или юридическое лицо, подписавшие документы о получении займа, ссуды, кредита, желании выступить поручителем, созаемщиком, принципалом (человеком, принимающим участие в договоре за свой счет).

Согласно закону о кредитных историях ФЗ №218 данные начинают сохраняться у клиентов, подавших заявку на получение денежных средств или оформивших обязательство банковской гарантии перед физическим лицом или организацией. Если вы являетесь частным предпринимателем, то ваша история формируется так же, как у физического лица, стой лишь разницей, что в данных о клиенте указывается регистрация ИП.

При этом, согласно ФЗ о кредитных историях №218, банки и микрофинансовые организации обязаны сообщать сведения обо всех, кто обратился к ним за финансовой поддержкой. Для сбора данных существуют БКИ, некоторые из которых занесены в государственный реестр и несут основные функции.

Далее в КИ появляются сведения об уплатах или просрочках ежемесячных платежей по договору, отказах, количестве дней просрочек и сведения о неисполнении окончательного решения, вынесенного судом. ФЗ n 218 о кредитных историях обязывает передавать данные не позднее 5 суток с момента каких-либо изменений, произошедших с кредитом.

Положения закона о кредитных историях

Согласно гл.2 ст.4 ФЗ-218 о кредитных историях все данные должны отображаться в нескольких частях:

  • Титульная. В ней содержатся основные сведения о клиенте, в том числе имя, фамилия, отчество, дата рождения, прописка, данные документа, удостоверяющего личность. Последняя редакция ФЗ № 218 о кредитных историях гласит – если ранее с изменением паспортных данных у клиента открывалась новая КИ, то теперь смена паспорта фиксируется в прежней.
  • Основная. Согласно ФЗ № 218 бюро кредитных историй хранит сведения о кредитных договорах: сумма, дата выдачи, срок, внесенные и просроченные платежи.
  • Дополнительная. В ней появляется информация обо всех организациях, запрашивавших и получивших доступ к БКИ.
  • Информационная. Отображает все заявки клиента, имеющие одобренный или отказанный статус.

ФЗ РФ о кредитных историях дает право БКИ на основе этих данных сформировать рейтинг заемщика, который будет облегчать принятие решения финансовой организации.

ФЗ о кредитных историях гласит, что КИ и скоринговый рейтинг может быть доступен субъекту или пользователю этой КИ, центральному БКИ, судье и прокурору, ведущему уголовное дело, в котором фигурирует КИ субъекта.

Последняя редакция

Согласно изменениям, сформированным в январе 2017 года в ФЗ №218 о кредитных историях, данные о номере СНИЛС клиента указывать необязательно. Это связано упрощением системы кредитования и сокращением пакета документов, обязательных для заключения сделки.

В последней редакции ФЗ о кредитных историях говорится, что компании, выдающие денежные средства под проценты клиентам, с нового года имеют право просматривать данные из информационной части КИ субъекта. Доступ к остальным разделам требует подписание согласия на обработку персональных данных.

Если вы собираетесь взять кредит или уже имеете финансовые обязательства перед банком или организацией, ознакомьтесь со своими обязанностями и правами. Все статьи ФЗ №218 о кредитных историях нацелены на разрешение проблем, связанных с заключением и исполнением договоренности, несоответствием данных в КИ и других претензий обеих сторон.

Федеральный закон «О кредитных историях»

Кредитная история — данные об исполнении заемщиком своих долговых обязательств. Для контроля за лицами, участвующими в данном процессе, был принят ФЗ 218.

Описание 218 ФЗ

Федеральный закон №218 «О кредитных историях» был принят ГосДумой РФ 22 декабря 2004 года, а одобрен законодательный проект был спустя 2 дня. Последние поправки в ФЗ 218 вносились 31 декабря 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ о страховании в РФ. Читайте подробнее тут:

Закон состоит из 7 глав и 20 статей, в которых описываются следующие аспекты:

  • предмет регулирования и цели принятия ФЗ 218;
  • понятие кредитной истории и что в него входит;
  • порядок предоставления и хранения важной информации;
  • перечень прав субъектов платежной карты;
  • права и обязанности, установленные для бюро кредитных историй;
  • порядок ликвидации таких организаций;
  • орган, осуществляющий контроль за деятельностью бюро;
  • ответственность, предусмотренная в отношении организаций.

Целями ФЗ 218 являются:

  1. Защита кредиторов и заемщиков.
  2. Улучшение деятельности заемных организаций.
  3. Создание условий для:
    • сбора;
    • обработки;
    • хранения;
    • предоставления данных в бюро кредитных историй.

Положения закона регулируют отношения, возникающие между:

  • заемщиками и предприятиями, которые заключили договор займа;
  • ЦККИ (центральным каталогом кредитных историй) и:
    • их субъектами;
    • пользователями;
    • бюро сведений о платежеспособности заемщика.
  • кредитной организацией и Центральным Банком;
  • бюро кредитных историй и конкурсным управляющим.

Последние изменения, внесенные в закон

Федеральный закон №218 был отредактирован 31 декабря 2017 года. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ о ЦБ. Подробнее здесь:

Поправки были внесены в следующие статьи:

Статья 5

Часть 3.1 ст 5 была дополнена сведениями об исключениях, в которых уполномоченному органу не сообщаются источники формирования кредитной истории.

Читайте так же:  Какие льготы у воевавших в афганистане

Ст 5 была дополнена 7 частью, в которой идет речь о том, что Правительство РФ вправе установить ограничения на передачу информации об источниках платежной карты.

В ФЗ 218 раскрываются и другие статьи, в которые не были внесены поправки:

[1]

Статья 4

В пункте 1 ст 4 описаны пункты, из которых состоит кредитная история физического лица. В нее входят:

  1. Титульная часть. В данном пункте содержится следующая информация:
    • ФИО физ лица, дата и место его рождения. Данные указываются на русском языке;
    • сведения из удостоверения личности гражданина;
    • номер идентификации, который подтверждает, что он уплачивает налоги;
    • личный страховой номер, обозначенный в свидетельстве о пенсионном страховании.
  2. Основная содержит данные о:
    • месте регистрации и проживании гражданина;
    • госрегистрации физ лица в качестве индивидуального предпринимателя;
    • признании судом человека недееспособным или ограничено дееспособным;
    • несостоятельности лица;
    • об обязанностях гражданина в качестве заемщика.
  3. Дополнительная:
    • источник формирования данных о платежеспособности заемщика:
      • юридического лица;
      • финансового управляющего;
      • гражданина.
  4. Информационная содержит данные о:
    • предоставлении займа или об отказе в нем;
    • своевременности внесения необходимых платежей.

Ст 7 ФЗ 218

В положениях ст 7 описывается орган, обеспечивающий безопасность и сохранность предоставленных данных. За хранение и защиту данных отвечает бюро кредитных историй. Оно обеспечивает сохранение данных в течение 10 лет со дня их получения.

В пункте 1 ст 7 описаны основания для аннулирования кредитной истории:

  • по истечению установленных 10 лет;
  • суд принял решение о недействительности сведений о платежеспособности заемщика;
  • на основании заявления о рассмотрении данных, внесенных в кредитную историю.

БКИ (бюро кредитных историй) обеспечивает конфиденциальность и защиту данных на момент:

  • ее обработки;
  • хранения;
  • передачи уполномоченным лицам.

Согласно положениям закона, при предоставлении сведений не должна быть нарушена:

  • служебная;
  • банковская;
  • налоговая;
  • коммерческая тайна.

Статья 8

В положениях ст 8 прописаны права субъектов кредитных историй. Они вправе:

  • получать данные об адресе нахождения БКИ, в котором хранится его история;
  • один раз в год на бесплатной основе запрашивать кредитный отчет и неограниченное количество раз за денежную сумму;
  • оспорить сведения, включенные в их кредитные истории. Осуществить это можно путем подачи заявления в БКИ;
  • оспорить решение сотрудников бюро об отказе в принятии заявления.

Ст 9 ФЗ 218

В статье 9 перечислены права бюро кредитных историй. К ним относят:

  • оказание услуг по составлению и предоставлению отчетов по кредиту на основании подписанного договора с клиентом;
  • разработка оценочных стратегий по вычислению рейтингов в индивидуальном порядке;
  • организовывать союзы по защите интересов своих клиентов, контроль их деятельности, удовлетворение всех их научных и других требований;
  • проверка информации, содержащейся в кредитной истории через:
    • Национальный Банк России;
    • органов гос власти и других.

Статья 10

В положениях ст 10 описаны обязанности БКИ. Основными из них являются:

  1. Предоставлять Центральному бюро информацию, содержащуюся на титульных листах кредитных историй.
  2. После аннулирования клиентских данных в течение двух дней сообщить об этом сотрудникам Центрального каталога.
  3. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению конфиденциальных данных.
  4. По требованию клиента предоставлять отчет по долгу, но только на основании имеющегося договора.
  5. После получения данных добавить их в долговую карту заявителя не позднее одного рабочего дня.

Ст 14 ФЗ 218

Деятельность БКИ контролирует Банк России. Он выполняет следующие функции:

  • заполняет государственный реестр, в соответствии с положениями закона;
  • установка требований к содержанию долговых историй;
  • проверка соблюдения правил по осуществлению своей деятельности и другое.

Скачать закон о кредитных историях в новой редакции

Федеральный закон №218 «О кредитных историях» регулирует деятельность, связанную с обработкой информации, содержащейся в БКИ. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 218, скачайте его по ссылке.

Федеральный закон о кредитных историях 218 — новвоведения

Взаимоотношения, возникающие между финансовой организацией и заемщиком, регулирует Федеральный Закон о кредитных историях 218. Среди положений этого закона прописано определение кредитной истории (КИ), права и обязанности сторон, заключивших договор кредитования, порядок взаимодействия банков и бюро кредитных историй и тд. При возникновении спорных вопросов, связанных с КИ, стоит изучить основные положения 218-ФЗ. Он был создан специально для защиты прав заемщиков и финансовых компаний.

Какую информацию могут получить участники отношений по закону

Законом 218-ФЗ установлено, что информацию, содержащуюся в КИ клиента, могут получать следующие:

1. Заемщик, в ознакомительных целях. Постановление определяет возможность 1 раз в год обратиться в БКИ на безвозмездной основе для получения сведений (в последующем возможно обращение к сервису bki24 ↪ ссылка на сервис );

2. Кредитор, для проверки уровня благонадежности клиента;

3. Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), с целью передачи данных заемщику, либо кредитору;

4. Суд, при возникновении процессуального разбирательства;

5. Нотариус, во время обращения клиента;

6. Орган исполнительной власти, при необходимости;

7. Центральный банк РФ.

Каждое физическое либо юридическое лицо, состоящее в перечне, имеет право получить часть информации. Обычно ту, к которой относится само лицо. Каждый отчет о КИ включает в себя:

  • — персональную информацию о заемщике;
  • — основную часть, в которой отражены сведения по кредитам (количество заявок, наличие просрочки, иные нарушения договора);
  • — информационную часть (содержащую сведения по долгам, не относящимся к банкам)
  • — дополнительную информацию (закрытую).

Помимо этого, в законе указывается срок хранения сведений в БКИ. По последним данным КИ хранится в БКИ 10лет. По истечении этого срока история обнуляется, либо заполняется новыми данными. Это зависит от того, брал ли человек ссуды за последнее время. Обнуление происходит быстрее, если для этого есть основание: решение суда, наличие у клиента документов, доказывающих неверное внесение данных в историю.

Еще один, не менее важный пункт положения, дает право заемщику обращаться в ЦККИ. Это важно для уточнения сведений о местах хранения КИ заемщика. Ведь всего существует 15 БКИ и различные финансовые организации передают информацию в разные бюро. Собрать полную картину поможет ЦККИ. Также центр может повлиять на БКИ в ходе оспаривания КИ клиентом.

Федеральный закон о кредитных историях 218 — нововведения в законе

Изменения, произошедшие в законе, в первую очередь, затронули информационную часть КИ, ранее отсутствующую в отчете. Теперь вся информация по долгам клиента, сформированная ЖЭК, телефонными операторами, судебными приставами, ГИБДД и другими органами, вносится висторию. Условием для занесения сведений является решение суда. При этом, если долг был погашен, сведения по делу обнуляются.

Ещё одним важным новшеством в постановлении является форма ведения истории. Теперь прописываются не только платежи, просрочки и судебные разбирательства, но и количество поданных кредитных заявок, количество отказов по кредитам и причины, по которым финансовая организация приняла решение не давать кредит. Это дополнение помогает не только банкам, получившим возможность сделать более точную оценку благонадежности клиента. Клиент также может узнать, почему не одобряют ссуды и как исправить текущее положение.

Микрофинансовые организации и кредитные кооперативы вошли в список компаний, обязанных передавать сведения в БКИ.

Это тоже важно и для банков и для заемщиков. Первые видят полную картину по платежеспособности потенциального заемщика. Вторые имеют возможность при помощи микрокредитов влиять на кредитный рейтинг, если КИ испорчена.

Читайте так же:  Куда вложить деньги, чтобы не потерять советы экспертов

Личная информация клиента теперь включает сведения о выданных паспортах и заключение о дееспособности, заполненные с медицинских показаний. Кредиторам доступны размеры действующих займов и лимиты по кредитным картам, имеющимся на руках у клиента.

Новшества коснулись и порядка хранения историй, действий ЦККИ, привлечения к ответственности сторон в случае нарушений законодательства и т.д.

Объем сведений весомый, поэтому даже в случае идеальных отношений с банком, клиенту следует минимум 1 раз в год проверять данные КИ. Это позволит контролировать не только правильность отражения банковских операций, но и вовремя погасить долги сторонних организаций.

[3]

Получить оперативную информацию по КИ поможет сервис bki24.info ↪ ссылка на сайт . Уже через 15 минут клиент узнает оценку кредитного рейтинга, наличие просроченных платежей по ссудам, количество открытых кредитов, причины отказа банков, шансы на получение кредита и многое другое. Для получения отчета достаточно заполнить паспортные данные и адрес электронной почты, на который придет документ в формате PDF.

Изменения в закон о кредитных историях 2019 года

Федеральный закон о кредитных историях под номером 218 утвержден Госдумой РФ в конце 2004 года (22 декабря). За время существования он много раз пересматривался для удобства заемщиков и оптимизации сферы кредитования в России. Огромный резонанс вызвало последнее изменение, связанное с возможностью бесплатного получения КИ и рейтинга дважды в год. Но обо всем подробнее.

Что говорит закон о кредитных историях ФЗ №218

В законе прописаны базовые параметры, касающиеся КИ и ее особенностей.

В ФЗ №218 указано:

  • содержание, сущность, принципы формирования, хранения и применения КИ;
  • нюансы регулирования деятельности, особенности их формирования и прекращения работы;
  • особенности сотрудничества БКИ, клиентов финансовых организаций, органов госвласти, ЦБ РФ;
  • определение центрального каталога КИ ЦБ РФ, цели его создания, принципы сбора и хранения сведений.

В роли регулятора, осуществляющего надзор и контроль БКИ, выступает ФСФР. Информация о действующих БКИ рассмотрена на сайте Госуслуг.

Поправки (изменения) в закон о кредитных историях 2019 года

Огромный интерес в обществе вызвали правки, действующие с 31 января 2019-го. Теперь гражданам РФ доступны сведения о личном кредитном рейтинге, а КИ доступна дважды в год. Запросить отчет можно на одном из сайтов БКИ или портале Госуслуг. Гендиректор ОКБ (Н. Мясников) отметил, что изменения закона позволяют каждому заемщику увидеть себя глазами банка и оценить возможность получения займа. Ряд поправок коснулись и потребительского кредитования (об этом мы уже писали в статье — Изменения в потребительском кредитовании в 2019 году — что нужно знать).

БКИ представляет собой коммерческую фирму. Ее задача состоит в выдаче информации о финансовой истории клиента. Банковские структуры обращаются в бюро для получения таких сведений. Минус в том, что в России отсутствует единая структура, содержащая сведения обо всех гражданах.

Наиболее крупные БКИ РФ:

В этих организациях хранится больше 90% всех финансовых историй граждан. Структуры контролируются ЦБ РФ, а именно специальном подразделению — ЦККИ. Именно здесь потенциальным заемщикам доступны сведения о расположении КИ.

Как сработал новый закон о кредитной истории

Со дня вступления в силу поправок (изменений) в ФЗ №218 (31.01.2019) в российском социуме произошел настоящий фурор. Всего за один день свой рейтинг запросили почти 43 000 граждан России. Эти обращения зафиксированы на сайте Госуслуг. Для получения данных о «своей» БКИ заемщики обращаются на упомянутый портал. Список открыт с ноября 2018 года. За первые 90 дней его работы подано 187 000 заказов информации. Доступ к услуге по ссылке .

Наибольший ажиотаж пришелся на период с 31 января по 3 февраля 2019 года. Всего за четверо суток граждане РФ подали больше 111 000 заявок, а первый день вступления закона в силу число заявлений составило 43 000.

Для получения перечня БКИ требуется зайти на сайт Госуслуг. После авторизации можно подавать запрос. При этом сведения из удостоверения личности и СНИЛС подтягиваются автоматически, а список интересующих бюро приходит в ЛК пользователя. В течение года можно два раза заказывать КИ бесплатно. Данные доступны непосредственно на сервисе интересующего бюро.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закон ФЗ №218 привнес много нового в жизнь простого заемщика. Теперь для получения рейтинга достаточно подать запрос и узнать возможность получения кредита в банковской организации. Услуга предоставляется не один раз, а два раза в год. И если ранее с этим возникали трудности и проволочки, сегодня таких проблем не будет. К примеру, кредитный рейтинг можно заказать на сайте банки ру и сразу получить список доступных вариантов кредитования. Это удобно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источники


  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
Закон о кредитных историях основные положения и последние изменения 218 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here