Внешнее управление при банкротстве

Предлагаем статью на тему: "Внешнее управление при банкротстве" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 статьи 2 закона о банкротстве).

Введение процедуры внешнего управления не свидетельствует о прекращении должником своей деятельности.

Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве).

Основания введения процедуры внешнего управления

Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.

Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.

Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Срок внешнего управления

В силу пункта 2 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если законом о банкротстве не установлено иное.

План внешнего управления

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

Основания для отказа в утверждении судом отчета внешнего управляющего

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 119 Закона о банкротстве арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника. В случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наличие у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, в силу положений пункта 1 статьи 53 Закона о банкротстве является основанием для принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего

В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

lib.kreatiffchik.ru

Каталог научных материалов

Особенности процедуры внешнего управления при банкротстве предприятий

Процедура внешнего управления в российской практике является одной из процедур банкротства, определенной ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности». Внешнее управление вводится арбитражным судом после окончания стадии наблюдения, как правило, на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев. Этот срок при определенных условиях продлевается не более чем на шесть месяцев. Введение внешнего управления, продление или прекращение его срока оформляется определением суда. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. С момента введения внешнего управления должник теряет право распоряжения своим имуществом и устраняется от управления им. С этого момента несостоятельный должник не может совершить ни одного юридического акта, последствия которого распространились бы на его имущество. А управление и распоряжение имуществом несостоятельного должника переходит к особому органу, учреждаемому судом.

Читайте так же:  Ипотека для многодетной семьи - реалии и перспективы получения

С введением внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Одна из задач внешнего управления – сохранение имущества должника. Для этого должнику запрещается свободное совершение определенных сделок. Например, должник не может совершать крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность внешнего управляющего. Важным этапом данной процедуры является разработка плана внешнего управления, которую осуществляет внешний управляющий в течение месяца с даты своего утверждения. План внешнего управления является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника и сохранению в оптимальном состоянии его имущества для возможного создания конкурсной массы должника с одновременным ведением хозяйственной деятельности.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ним и представлять отчеты о ходе реализации плана. Не санкционированные собранием кредиторов отступления от плана недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство собрания кредиторов об отстранении внешнего управляющего. План внешнего управления может быть признан арбитражным судом недействительным полностью или частично по ходатайству лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Внешний управляющий обязан отчитаться перед собранием кредиторов и перед судом о своих действиях и об их результатах. Требования к отчету внешнего управляющего определены Законом о банкротстве (ст. 117–119), и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– о заключении мирового соглашения.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Результаты рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд оформляет судебным актом в виде определения, в случае открытия конкурсного производства судебный акт называется решением. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения. После окончания расчета с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как показывает статистика, платежеспособность предприятий-должников восстанавливается крайне редко. В Иркутской области в 2004 году из восьми предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, ни одно не смогло восстановить свою платежеспособность. Во многих случаях удалось бы избежать банкротства, будь во главе предприятий более ответственные и компетентные руководители. Отсутствует на предприятиях-должниках действенный контроль учредителей (участников) и акционеров за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Видимо, более эффективной должна быть деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов, управляющих государственным имуществом, по предупреждению банкротства.

Процедуры банкротства в Иркутской области за 2003–2005 гг.

Процедуры 2003 2004 2005
Наблюдение 95 104 121
Внешнее управление 4 8 2
Конкурсное производство 164 205 370
Всего 263 317 493

В таблице 1 представлены данные процедур банкротства по Иркутской области. Так, в 2003 году на 263 процедуры банкротства приходилось 164 процедуры конкурсного производства, что составляет 64,2 %, и 4 процедуры внешнего управления (1,5 %); в 2004 году на 317 предприятий, находящихся в процедурах банкротства, – 205 процедур конкурсного производства (64,7 %) и 8 процедур внешнего управления (2,5 %); в 2005 году на 493 процедуры – 370 процедур конкурсного производства (75 %) и только 2 предприятия, на которых было введено внешнее управление (0,4 %).

По статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ, в России в 2000 году восстановлена платежеспособность и прекращено всего 50 дел о банкротстве, в 2001 году – 52, в 2002 году – 21, в 2003 году – 28, в 2004 году – 14. Таким образом, за последние пять лет восстановлена платежеспособность 165 предприятий, находящихся в процедурах банкротства (в среднем 31 дело в год), что составляет 0,1 % от 150458 завершенных дел о банкротстве за все указанные годы. Эти данные свидетельствуют о низкой эффективности процедуры внешнего управления.

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127–ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

Особенности внешнего управления при банкротстве

Внешнее управление не является распространенной процедурой при крахе организации, и Арбитражный суд прибегает к ее проведению лишь в тех случаях, когда прогнозы специалистов говорят о том, что фирму еще можно «реанимировать».

Читайте так же:  Субсидирование малого бизнеса - широкие возможности для развития

У данного процесса есть свои особенности, и во многом успешное окончание этого этапа в деле о несостоятельности предприятия зависит от двух факторов – от текущего финансово-экономического состояния компании и от умелых и уверенных действий временного главы компании, внешнего управляющего.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Основные этапы банкротства юридического лица

Основной причиной банкротства организаций является их неплатежеспособность. Источниками же невозможности фирмы погашать долги по счетам могут быть различные факторы. Так, финансовая несостоятельность предприятия может возникнуть вследствие слабой конкурентоспособности, недостаточного финансирования или же в результате неграмотных стратегий, проводимых руководством компанией.

На начальном этапе запуск процедуры банкротства инициируется в результате первых признаков несостоятельности компании. К ним относится длительная, более трех месяцев, задержка выплаты по кредитным обязательствам, и также зарплаты работникам. Внешний долг юридического лица при этом должен превышать триста тысяч рублей.

Процедура признания организации несостоятельной находится под контролем Арбитражного суда. Она весьма длительна – процесс может занимать более двух лет, и состоит из нескольких этапов:

По итогам работы суда и его представителей, в случае неблагоприятного исхода несостоятельная фирма признается банкротом и ликвидируется, а ее руководство зачастую привлекается к ответственности.

Понятие внешнего управления — его цели и задачи

Как было упомянуто выше, введение внешнего управления является обязательным периодом, необходимым для определения степени вероятности банкротства организации.

Фактически это решающий этап, в течение которого усилия направлены на реабилитацию предприятия. Следующее за ним конкурсное производство осуществляется уже в рамках признания несостоятельности должника. Иными словами, назначение судом внешнего управляющего является последним шансом для фирмы остаться на плаву.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В ряде исключительных случаев Арбитражный суд может продлить этот период еще на полгода. Аналогично, по инициативе совета кредиторов или же самого внешнего управляющего, этап может быть и сокращен.

[1]

Особенностью этого этапа является передача практически всех полномочий по управлению фирмой внешнему (арбитражному) управляющему, в то время как руководитель компании – генеральный директор – отстраняется от своих обязанностей.

Именно с момента принятия внешним управляющим всей полноты функций руководителя и запускается процедура внешнего управления.

Для того, чтобы суд утвердил начало процесса и назначил ответственное лицо, собрание кредиторов должно предоставить весомые доказательства того, что фирму еще можно реабилитировать. В противном случае судом будет запущен процесс конкурсного производства, минуя этап внешнего управления. В рамках конкурсного производства имущество и активы организации будут распроданы для покрытия долгов перед работниками и кредиторами.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления жизнеспособности предприятия, а также удовлетворения законных притязаний всех кредиторов и работников компании. Если такая возможность есть, и внешний управляющий грамотно пойдет к решению задачи, фирма сможет не только рассчитаться с долгами, но и продолжить свою коммерческую деятельность.

План работы внешнего управляющего

Деятельность внешнего управляющего можно подразделить на два самых важных этапа: определение причин банкротства организации и принятие мер для ликвидации несостоятельности фирмы. Для уполномоченного лица важно проанализировать все обстоятельства дела и исключить вероятность умышленного банкротства.

Проведение этапа внешнего управления действует по следующей схеме:

  1. Назначение Арбитражным судом внешнего управляющего.
  2. Составление плана по реабилитации и оздоровлению организации.
  3. Приведение этого плана в действие.
  4. Погашение долгов по зарплате и задолженностей перед кредиторами.
  5. Возвращение предприятия к нормальному функционированию.

Действия арбитражного управляющего приведут к желаемому результату, если он заранее продумает план своей работы по выведению фирмы из кризиса.

Сам же план внешнего управления должен включать несколько обязательных позиций, которых внешний управляющий должен придерживаться. К ним относятся:

  1. Подготовка перечня мероприятий, направленных на оздоровление организации и выведение ее из кризиса.
  2. Подготовка перечня источников финансирования – поскольку каждое мероприятие должно иметь финансовое подкрепление.
  3. Планирование временных рамок, необходимых для реализации планов по каждому оздоровительному мероприятию.

Также план должен включать в себя прогнозируемые положительные результаты от действий управленца согласно плану.

Вариантов исхода работы внешнего управляющего может быть три: прекращение процесса банкротства предприятия в силу восстановления платежеспособности должника и выхода из кризиса; признание юридического лица банкротом и его последующая ликвидация; заключение мирового соглашения между фирмой-должником и ее кредиторами.

Оздоровительные мероприятия

Одним из наиболее действенных аспектов является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Более того, самим кредиторам запрещается выставлять какие-либо требования к поднадзорной фирме-должнику в течение периода внешнего управления.

Это необходимо, чтобы организация имела возможность поправить свои дела, не оглядываясь на давление со стороны кредитных организаций и сторонних компаний-партнеров, которые не получили выплат по контрактам и договорам.

Однако мораторий на кредиторские требования является скорее условием для реализации мер, направленных на возвращение компании к нормальному функционированию.

После проведения аудита и анализа, арбитражный управляющий решает, как поступить с активами поднадзорной фирмы.

Например, нерентабельные филиалы можно закрыть. Реализовав освободившееся таким образом движимое и недвижимое имущество, компания может покрыть часть долгов.

[3]

При анализе деятельности фирмы управленец может принять решение увеличить мощности производства отдельных объектов для получения прибыли.

Читайте так же:  Выплата отпускных за 3 дня рабочих или календарных

Возможно заключение взаимовыгодных соглашений со сторонними компаниями. Однако если сделка совершается в особо крупном размере, ее проведение потребует согласования с кредиторским советом.

Права и обязанности внешнего управляющего

Сразу по назначении внешний управляющий в трехдневный срок принимает документацию, печати и все необходимое, предварительно проведя полную инвентаризацию всего вверенного ему имущества.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В сферу полномочий внешнего управляющего входит ряд прав. Сюда относятся:

  • заключение от лица компании мирового соглашения с кредиторами;
  • полнота свободы в распоряжении имуществом подопечной фирмы в условиях приведения в действие плана оздоровления организации;
  • при необходимости – отмена исполнения фирмой обязательств по некоторым контрактам в рамках закона;

Являясь временным главной организации, арбитражный специалист при этом не владеет абсолютными полномочиями. Некоторые проекты он не имеет права реализовывать самостоятельно.

Например, это касается сделок, совершаемых в особо крупных размерах. Для заключения подобных соглашений внешнему управляющему потребуется одобрение со стороны собрания кредиторов.

Также ему, как должностному лицу, запрещается проведение различных мероприятий с целью получения личной выгоды.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов.

Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Так, лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Заключение

Таким образом, этап внешнего управления полностью сосредоточен на последней попытке спасения фирмы из постигшего ее кризиса, и ключевой фигурой здесь является арбитражный управляющий, который должен трезво оценить положение дел практически обанкротившейся организации, найти пути выхода из сложившейся ситуации и компетентно помочь юридическому лицу снова встать на ноги, рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово-экономическую деятельность.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Что такое внешнее управление при банкротстве?

В соответствии с законодательной базой РФ, под банкротством подразумевается неспособность физического или юридического лица выполнять требования по своим финансовым обязательствам. Внешнее управление — особая, но не обязательная стадия банкротства, имеющая свои особенности.

Общие сведения

Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.

В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.

Цели и задачи внешнего управления

При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:

  • восстановление платежеспособности предприятия;
  • погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
  • налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.

Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.

Права и обязанности внешнего управляющего

Эффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве). Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников. А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия.

Читайте так же:  Жалоба на компанию мегафон – куда писать и как правильно составить претензию

План работы

Вновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности.

В этом плане отражаются:

  • мероприятия по восстановлению платежеспособности за счет реорганизации структуры расходов;
  • период, в котором ожидается получение эффекта оздоровления с календарным графиком мероприятий посредством внешнего управляющего при банкротстве;
  • меры по привлечению дополнительных инвестиций и взысканию дебиторской задолженности;
  • план по ожидаемым доходам.

План утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом.

Применяемые уполномоченным лицом меры

Для достижения поставленных целей можно:

  • сменить профиль деятельности юрлица;
  • прекратить работу убыточных филиалов и подразделений;
  • продать неиспользуемые в производстве активы;
  • заменить неиспользуемые активы более эффективными;
  • организовать взыскание дебиторской задолженности;
  • реорганизовать штатную структуру.

Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду.

Особенности проведения мероприятий

Одной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности. Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127. Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков. В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства. Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре.

Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность.

Результативность проведения внешнего управления

Результативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности.

В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов.

Правовые последствия

Правовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:

[2]

  • положительный – когда в результате предпринятых мер произошло оздоровление предприятия;
  • отрицательный – когда предпринятые внешним управляющим меры не смогли сохранить организацию на плаву и повлекли его ликвидацию.

С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего. Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки.

Внешнее управление как процедура несостоятельности

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным и неспособным выполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами, совсем необязательно, что его ликвидируют. К компании-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления.

Цель процедуры

Внешнее управление – это одна из реабилитационных процедур в отношении компании-должника, наряду с финансовым оздоровлением. Закон о несостоятельности содержит цель такого управления: восстановить платежеспособность банкрота (статья 2).

Если арбитражный суд сочтет, что определенные мероприятия, примененные к должнику, могут привести к цели извлечения финансовой выгоды, то он вводит в компании данную процедуру. Ее результатом должно стать восстановление положения компании на рынке и погашение всех кредиторских требований.Обычно суд нацелен на решение в пользу внешнего управления, если есть основания предполагать, что именно неумелое руководство предприятия завело его в финансовую несостоятельность обременив долгами.

Таким образом, такая мера направлена не на ликвидацию, а на спасение бизнеса потенциального банкрота.

Срок внешнего управления

Внешнее управление – не бесконечно и может быть введено максимально на полгода. Но при определенных условиях этот срок может быть продлен вплоть до 1,5 лет. Именно такими временными рамками обычно и ограничивается данная процедура.

Но есть и особые случаи, для которых законодатель предусмотрел еще более широкие временные рамки. Речь идет о градообразующих предприятиях, ликвидация которых может иметь серьезный социально-экономический эффект для региона. При наличии ходатайств от органов местного самоуправления срок внешнего управления может продлиться на градообразующем предприятии до 2,5 лет.

Кроме градообразующих предприятий на продление процедуры могут рассчитывать фермерские хозяйства. Судом устанавливается такой срок, в течение которого может быть выращен и собран урожай. К общему сроку внешнего управления в 18 месяцев может быть добавлен еще год. Это делается в исключительных случаях процедуры банкротства, когда на деятельность должника повлияли стихийные бедствия.

Введение процедуры

Внешнее управление вводится на предприятии по решению 1-го собрания кредиторов или при вынесении соответствующего постановления судом (ст.75). Обоснованием инициации на предприятии данной реабилитационной процедуры является наличие шансов для восстановления финансового положения должника.

Читайте так же:  Кому положен материнский капитал за первого ребенка

Для кредиторов введение процедуры имеет свои преимущества. Так, у них появляются шансы полностью вернуть все свои деньги. Тогда как в случае начала конкурсного производства и реализации имущества с молотка вырученных средств может не хватить для погашения всего объема задолженности.

Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой. Так, они вводятся в отношении юрлиц и преследуют цель сохранения должника как рыночного субъекта. Обе процедуры предполагают льготные условия ведения деятельности для банкрота и вводятся по решению суда или первого кредиторского собрания.

Между тем, принципиальным отличием между двумя процедурами является такой аспект: кто именно будет организовывать финансово-экономическую реабилитацию должника. В случае с управлением это внешний профессиональный управляющий, тогда как при оздоровлении – сам менеджмент организации (хоть и с ограничениями в плане полномочий).

Отличаются эти процедуры и по методам. Финансовое оздоровление — это по сути рассрочка для погашения долгов под определенные гарантии, тогда как при управлении используется комплекс мероприятий по изменению стратегии ведения бизнеса юридического лица.

Особенности

Особенности внешнего управления выражаются в создании на предприятии особых экономически-правовых условий, в числе которых:

  • прекращение полномочий действующего руководства – оно полностью лишается контроля над компанией;
  • переход управления в руки внешнего управляющего, назначенного судом;
  • на предприятии внедряется мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  • управляющий может отказаться от невыгодных сделок и не исполненных договоров.

В указанный период на имущество юрлица не может быть наложен арест и прочие ограничения.

В течение 30-ти дней после назначения управляющего он обязан разработать план реализации нормализации финансового состояния и представить его на утверждение собранию кредиторов. После его рассмотрения и одобрения план передается в суд.

План избежания банкротства юридического лица включает комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника. Он может включать следующие меры:

  • переориентация производства на новые направления (перепрофилирование), если прежняя продукция неконкурентоспособна;
  • закрытие нерентабельных производственных направлений;
  • решение проблем с дебиторской задолженностью или переуступка прав требования;
  • продажа какого-либо имущества или особенного производственного комплекса;
  • увеличение уставного капитала;
  • размещение дополнительных акций.

Управляющий может использовать иные меры по восстановлению платежеспособности на стадии внешнего управления. Например, оспорить ряд сделок, направленных на вывод активов или являющихся убыточными.

Мораторий на требования кредиторов

На весь период процедуры внешнего управления вводится мораторий на погашение кредиторских требований. Он предполагает приостановку начисления штрафов и процентов, а также иных экономических санкций, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств (точнее их начисление происходит по ключевой ставке ЦБ). Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры.

Данное ограничение не распространяется на долги по зарплате, авторским гонорарам, алиментам.

Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

Внешний управляющий

Внешний управляющий назначается (освобождается) от должности по решению арбитража. Он имеет право свободно распоряжаться имуществом предприятия в соответствии с утвержденным планом, отказываться от договорных обязательств и направлять в суд ходатайства о признании сделок недействительными.

В число его обязанностей входит инвентаризация и управление имуществом компании-должника, разработка плана управления, ведение бухучета, ведение реестра требований кредиторов и предоставление отчета о выполнении плана.

Последствия введения внешнего управления

По результатам процедуры арбитраж выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве;
  • мировое соглашение;
  • продление процедуры;
  • отказ от утверждения отчета и назначение нового управляющего.

Решение суда зависит от того, удалось ли в результате реабилитационной процедуры добиться восстановления платежеспособности. Если указанная цель достигнута, то компания переходит к расчетам со всеми кредиторами и после чего дело о банкротстве прекращается. На этот этап отводится не более полугода. Предприятие может дальше спокойно вести свою деятельность.

Если финансовую стабильность так и не удалось восстановить, то суд отказывает в утверждении представленного отчета.

В такой ситуации суд может решить, что результаты связаны с неудовлетворительной работой управляющего и назначить нового. Либо он даст ему еще один шанс и продлит сроки внешнего управления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же судья посчитает, что финансовое положение так и не удастся восстановить, то открывается конкурсная процедура, которая ведет к ликвидации компании.

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.

  3. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Внешнее управление при банкротстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here