Украсьте дом резными балясинами и ставнями

Предлагаем статью на тему: "Украсьте дом резными балясинами и ставнями" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Резной дом

На главную
Резьба по дереву
Резные наличники
Ставни
Прорезная резьба
Отделка фасадов
Элементы лестниц
Балясины
Музеи деревянного зодчества
г.Кострома
Словарь терминов
Статьи
Долговечность домовой резьбы
Наши работы
Изготовление беседок и бытовок
Контакты
Гостевая
Советы
Новости

Какие ставни, решетки и рольставни украсят дом.

Ставни и решетки издавна совмещали функции украшения дома и его защиты. Для этих целей, сейчас, чаще всего используют следующие элементы:

  • сплошные ставни;
  • решетки на окна и двери;
  • жалюзи;
  • роллеты (или рольставни).

Виды защит можно классифицировать еще и по такой характеристике как взломоустойчивость. От чего должны защищать ставни? Если только от жарких прямых солнечных лучей, соседских взглядов или брошенного в окно камня, то тогда это может быть легкая резная конструкция, в основном решающая чисто декоративные задачи. Если же, в функцию ставней и решеток входит еще и задача препятствовать проникновению в дом злоумышленников, то понятно, что главной характеристикой защитных элементов будет прочность.

У каждого из этих видов защит существуют как свои достоинства, так и недостатки. На их выбор влияют вкусы, финансовые возможности и предпочтения хозяев дома. Мы же попробуем рассмотреть варианты декорирования этих элементов, чтобы они не казались чужеродным телом прилепленным на фасад здания.

Легче всего эта задача решается при использовании сплошных деревянных ставней. В этом случае можно использовать любые виды деревянной резьбы. Кружево прорезной резьбы прекрасным образом будет гармонировать с деревянной поверхностью ставней, которую также можно украсить резьбой. Дополнительными стилевыми составляющими могут стать массивные металлические накладные элементы.

Решетки на окнах являются весьма заметной частью фасада. В том случае, если решетки невозможно открывать или же они наглухо закреплены в стене, то органично вписать решетки в общий стиль дома будет достаточно сложно. Пожалуй, прорезную резьбу в этом случае можно рекомендовать, если оконная решетка полностью находится в проеме окна и имеет достаточно плотный, замысловатый узор. Хорошо если мотив этого узора будет сходным с резным узором наличников или же будет егопродолжением.

В случае использования решеток с редкими прутьями или же значительно выступающими наружу из оконного проема, целесообразно использование наличников конструкционного типа, в виде прямоугольных либо фигурных полочек, карнизов и кронштейнов. Главное, чтобы решетка казалась неотъемлемой частью этой конструкции. Такой, полностью готовый наличник напоминает элемент мебели и ограждение в виде решетки смотрится вполне уместно.


Рисунок 2. Вид роллета не обрамленного наличником.

Самыми новыми и современными из всех видов защиты окон являются роллеты или как их называют в России – рольставни. Ажурную пропильную резьбу на наличниках тут можно рекомендовать, только если дом полностью будет украшен такой резьбой. Причелины, полотенца, подзор- все резное и дом похож на резной терем. Но ти в этом случае потребуется максимально замаскировать рольставни. Вид современного устройства не очень гармонирует с русским народным творчеством.

Более правильным, будет использование глухой или же накладной резьбы. Ее строгие формы придадут окну классический вид. Мотив орнамента должен быть геометрическим и достаточно простым, без затейливых завитушек. Можно также использовать и сочетание простых конструкционных элементов, как и в случае с выступающей решеткой. Наличники для окон с рольставнями снова можно сравнить с элементами внутреннего интерьера или мебели. Цвет наличников, в этом случае, лучше подобрать в тон ламелей роллета.

Строгий классический вид деревянного обрамления окна будет наилучшим образом соответствовать современному виду защитных рольставней.

Изготовление резных наличников и других элементов домовой резьбы уже более 15 лет является нашей основной сферой деятельности. За это время мы украсили более сотни домов. Среди проектов, которые мы осуществили, встречаются как здания в несколько этажей, так и крохотные баньки и детские игровые домики. Из крупных проектов в нашем «послужном списке» можно назвать гостиничный комплекс «Русский дворик» в г. Сергиев Посад, Дом-музей «Усадьба коломенского крестьянина» в Коломенском парке, 4-этажная гостниница в г. Истра.

В 2016 году дом, для которого мы изготавливали деревянные резные наличники и другие эдементы домовой резьбы, занял первое место в ежегодном конурсе, проводимом журналом «Красивые дома».

Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы об украшении деревянных домов по телефону 8-926-274-67-29 или эл. почте [email protected]

Резные наличники России

Множество людей путешествуют по России. Отмотали по ее пыльным дорогам не одну тысячу километров. Но порой внезапно появившееся среди зелени придорожных деревьев парящее кружево домовой резьбы вызывает восторг у человека и желание поделиться с другими внезапно открывшейся красотой.. Запечатлеть для истории наиболее интересные кружева на окнах — наличники или ставни.
Читать дальше >> Подборка фотографий образцов наиболее удачной домовой деревянной резьбы .

Деревянная резьба

Желание человека выделить свой дом или дачу из множества других домов, вполне понятно. Решению этой задачи способствует домовая деревянная резьба. Резные наличники, ставни карнизы, ворота, заборы, калитки и двери настолько преображают дом или беседку, что невольно человек останавливается и любуется искусной резьбой. Почему же резьба по дереву так притягивает взгляд.
Читать дальше >> Домовая резьба как искусство.

Читайте так же:  Понятие и определение банка, его услуги и функции

Cтавни, роллеты, решетки на окна

Оборудуя дом такими элементами защиты как ставни, решетки или рольставни необходимо задуматься, как не превратить фасад здания в подобие мрачного каземата? Как сделать, чтобы в первую очередь в глаза бросались не тяжелые и крепкие решетки на окнах , а архитектурные элементы придающие строению жилой вид? Какие наличники могут помочь решению данной задачи.
Читать дальше >> Какие решетки и рольставни украсят дом.

Прорезная резьба

Особое место во внешнем декоре деревянного дома занимает прорезная резьба. Именно она является наиболее заметной частью резных наличников, подзоров и прочих элементов домовой резьбы. Существует несколько методов, приспособлений и инструментов для украшения деревянных элементов резьбой этого вида и ее разновидности — накладной резьбой. Каким способом делается прорезная резьба в настоящее время? Некоторые образцы элементов домовой прорезной резьбы.
Читать дальше >> Прорезная резьба, методы изготовления.

Деревянная балясина как декоративный элемент

Строя на своем участке беседку, устанавливая лестницу или балкон в доме, возводя крыльцо или балюстраду невозможно обойтись без балясин. Порою незамысловатый столбик превращается в настоящее произведение искусства. Понятно, что если строение из дерева, то лучше применять также деревянные балясины. Издавна, на Руси для ограждения галереи, крыльца, лестницы или другой постройки использовались плоские деревянные балясины. Чем же плоские балясины отличаются от токарных и в чем их преимущество.
Читать дальше >> Плоские деревянные балясины.

Способы защиты домовой резьбы

Наличники, балясины, карнизы и другие элементы домовой резьбы, находясь на улице и защищая важные конструктивные элементы дома, первыми принимают на себя все неблагоприятные климатические условия и капризы природы в виде дождя, снега, солнечного излучения и перепадов температуры. Как же обеспечить многолетнюю сохранность красивых и ажурных узоров?
Читать дальше >> Домовая резьба и ее долговечность.

Строительство веранд, беседок, бытовок, туалетов и т. д.

Деревянной резьбой можно украшать не только жилые постройки, но и небольшие сооружения, служащие для украшения ландшафтного дизайна и других более утилитарных нужд. Заказать всевозможные беседки, веранды, бытовки и другие объекты МАФ можно у нас.
Читать дальше >> Изготовление веранд, беседок, туалетов, бытовок, подсобных строений.

написать нам [email protected] Наши работы можно увидеть не только в Москве и Московской области, но и в других регионах России.

. А на Руси ценились топоры –
Звенели и в простой избе, и в храме,
Но как нередко в час худой поры
Они, врубаясь в брань, гасили пламя!
И все ж, лихих врагов изгнав едва,
Земля щепою свежей покрывалась,
И множились, красою наливались
За башней башня, за главой глава.
И города высокие росли,
Украшенные мастерами гордо,
Пока опять в обугленной дали
Не проступали вражеские орды.
И мастера за топоры брались
И снова гнали недругов нещадно,
А возвратясь из тяжких сеч обратно,
На пепелищах возводили жизнь.
На древе ставя мастерства печать,
Они трудились, позабыв усталость,
И то, что их руками создавалось,
Не стыдно было Богу показать!

Основные темы стихов Александра Исаева — Россия, ее народ и история, русская природа, творчество, искания единственно правильного пути, поэзия детства, состояния души лирического героя. Стихотворения, любезно предоставленные автором для нашего сайта, публикуются на страницах с изображениями наличников в разных городах России.

Дом с резными ставнями

Дом с резными ставнями,
Долго здесь стоит.
Многими оставленный,
Нежитью глядит,

Темными и тленными
Досками ставней,
Выпуклыми венами
Прошлых лет и дней.

Нет уже тех жителей,
Нет уже давно,
Но стоит обитель их —
В прошлое окно.

Помнит дом заливистый
Над дверьми звонок,
Запах керосиновый
И табачный смог.

На далеком Севере
Сгинул кто, убит,
И с мечтой и с верою
В память нашу влит.

Кто — то пал за Родину,
До конца стоял,
Ну, а кто уродовал,
Брошенных в подвал.

Дом с резными ставнями
Хмур и сед, и стар,
Промелькнуло давнее,
Как смертельный шквал.

Дом с резными ставнями совместно с в. смирновым

Розовый кустарник.
Серая трава.
Жаль, что не расставлены
Нужные слова,
И не так расставлены
Точки с запятой…
Дом с резными ставнями.
Только дом – пустой.

За окошком жимолость,
Словно «вещь в себе».
Ну-ка, расскажи мне
О моей судьбе!
Вроде, стекла вставлены,
Можно на постой…
Дом с резными ставнями.
Только дом – пустой.

Высшей мерой мерили,
Не стеснялись слез.
Но то, во что мы верили
Свято и всерьез,
Временем отставлено,
Списано в застой…
Дом с резными ставнями.
Только дом – пустой.

Розовый кустарник.
Сорная трава.
Так и не расставлены
Нужные слова.
Брошены, оставлены,
Кинуты страной…
Дом с резными ставнями.
Только дом – пустой.

Тихо катит лодочка
По Москва-реке,
И стекает водочка
По моей руке.
Все мы были славными,
Да ушли в запой…
Дом с резными ставнями.
Только дом – пустой.

Украсьте дом резными балясинами и ставнями

Чтобы современные фасады служили подольше за ними постоянно желательно следить. Обязательно поддерживать все в хорошем состоянии и иногда производить ремонт фасадов. Необходимо каждый год выполнять работы по уходу за фасадом. Обычный косметический ремонт фасада также можно сделать самому. Обычно люди заботятся об интерьере, уюте дома и запускают фасад строения. Именно фасад здания является визитной карточкой и не так важно офисное это здание или обычный дом. На данный момент существуют крупные фирмы которые предоставляют услуги помогут установить резные балясины и ставни, по изготовлению резных наличников, прорезной резьбы по дереву.

Выполняется прорезная резьба по древу методом сквозного прорезания. Прорезной вид целиком удаляет фон. Получается результат воздушности, в совмещении с одновременной простотой методов производства прорезной резьбы объясняет большое применение в декоративном украшении домов. Такой вид резьбы еще называют сквозным или пропильным.

Благодаря резным балясинам, изготовленными в ручную дом получал некую сказочность. Сегодня резные балясины вписываются например в европейский стиль, так и в русский. Они прекрасно сочетаются с иными отделочными материалами, применяемыми в лестницам. Умелые мастера могут превратить простую балясину в искусство.

Украшением для дома являются и резные ставни. Деревянные резные ставни крепкие, надежны, а также безусловно красивы. Изготавливают ставни из различных древесных пород: сосна, осина, бук, ольха. Теперь немалую известность имеют ставни из кипариса и туи. Ставни обычно бывают щитовые, филенчатые, решетчатые и ламельные.

Когда самым главным строительным материалом являлось дерево, благодаря чему образовалось народное зодчество, а весьма популярным населенным пунктом являлась деревня, названная так из-за деревянных строений. Так и деревянное зодчество, которым в настоящее время восторгается множество людей, началось с жилья. В душе строителя уживались строитель и художник, он заботился, чтобы дом был красивым и прочным. Любой крестьянин был дружен с топором и самостоятельно мог поставить сруб будущей избы.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и прочими декоративными элементами появилась в России не на пустом месте. Трудоемкой работой обычно является производство резных наличников на двери и окна. Если на доме стоят резные наличники, он станет выглядеть интереснее. Сначала резьба носила культовый характер.

В орнаментах сегодня еще возможно угадать знаки обозначающие дождь, женщин поднявших руки к небу или животных. Наиболее дорогостоящая работа – изготовление резных наличников на двери и окна. Позже, религиозный смысл деревянной резьбы терялся, но обычай придавать фасаду здания художественный вид есть до сих пор.

Частенько отделка фасада зданий затрагивает ту часть, которая видна и воспринимается например облик здания. Именно поэтому отделке фасада желательно уделять внимание. Для декоративной отделки фасада здания используются некоторое количество методов: лицевую и декоративную кладку, оштукатуривание и облицовку поверхности кладки. Объем работ по отделке фасада зависит от конструкций здания.

Сделай сам

Популярные публикации

Последние комментарии

Красивый резной дом

Культурное наследие.
Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси, вероятно, еще в языческие времена. Тогда она носила в основном культовый характер.

В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.

Конечно, уже тогда сакральный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины — торцы подкровельных слег и т.д.

Практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада.

[3]

С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться. Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.
В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других — ­глухую, в третьих — прорезную.

Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.

Традиции и инновации.
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей).

Что касается видов резьбы, то во внешнем декоре дома, как уже говорилось выше, господствующее место занимает прорезная.
В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба).

Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент — растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (львов, русалок, сирен).
Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нём тончайшей резьбой было украшено буквально все — фризы, подзоры, крыльца, галереи… Впрочем, скоро у нас появится возможность полюбоваться необыкновенным декором — восстановление дворца должно быть закончено уже в этом году.

Самая простая, а потому и самая распространённая разновидность домовой резьбы — сквозная (также называемая прорезной, пропильной, ажурной). Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что пол­ностью удаляется фон рисунка. Впрочем, её популярность объясняется не только относительной легкостью исполнения.

Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придает дому воздушность.

Во-вторых, освещённый солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, то есть резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

Энциклопедия древнерусского дома 2

Безгвоздевая (самцовая) крыша — тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.

«Красный тёс»

Красный тёс — обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.

Фасад — вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX — ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.

Парапет (франц. – parapet, итал. — parpetto) — ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.

Филенчатые ставни

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.

Глухая резьба

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.

Пропильная резьба

Пропильная резьба — резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.

Потоки — элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги «Вологда-Медвежьегорск» («Вологда-Кириллов»).

Автобусом «Вологда-Молочное». Остановка «Семенково» (Расписание движения автобусов)

Декор древнерусского дома

Чудные формы придает наш мастеровой простым топором комлистому тяжелому бревну, которое укладывает на гребень крыши, сделанной без гвоздей, чтобы прижать сверху концы ее теса. Говорят, чем богаче и больше был дом в старину, тем больше и горделивее возносился конек на него. Но не только коню, как самому трудолюбивому помощнику на селе, отдавали люди таким образом дань уважения. Подальше на Север, в Мезени, да и в Сибири еще не так давно встречались на домах «оленьи» головы с ветвистыми рогами. А жители Обонежья с немалой иронией венчали это место головой с длинными ушами трусливого зайца. Более скромные, но не менее красивые формы коньков мастера делали на домах со стороны двора или на хозяйственных постройках, на амбарах и, реже, на баньках.

Известно, что по мере продвижения с севера на юг, в глубь России, фасады домов словно расцветают, украшения их становятся более яркими, разнообразными. Упомянутые уже сицкари, например, у себя на Ярославщине специально строили на крышах дополнительные светличные окна, увеличивая площади, чтобы дать волю своей безудержной фантазии. И издревле они обшивали дома не простым тесом, а используют доски покороче, чтобы набирать из них на стенах помимо прямых поясов еще и «елочный» орнамент. Кроме этого, они запросто ввели в свой отделочный канон на главных фасадах домов элементы архитектуры эллинов — полуколонны-пилястры (в основном по углам дома), капители, базы. И еще, сицкари, как нижегородцы и сибиряки, часто используют для украшений разноцветные краски. Например, зеленый или синий фон стен, и белую краску на накладных узорах.

Традиционная «городчатая» резьба «причелин» (фигурные доски, прикрывающие карнизы вдоль скатов кровли на фронтонах) выглядит словно кружевная подвеска с пушистыми крыльями по краям и совсем не нуждается в дополнительной окраске. На широких костромских причелинах с рельефной резьбой, например, усматриваются пряди густых волос, пониже — словно сережки на девичьих ушках — цветки (в других районах на этом месте от верхних бревен продольных стен могут свисать «полотенца» с резными солярными знаками) и далее — косы с бантиками. Естественная структура дерева здесь лишь усиливает красоту рисунка.

Карнизы крыш на домах в глубинке мастера делали попроще и снизу не подшивали, а пускали по «курицам» — деревянным крючьям, выделанным из кривых еловых корневищ, — желоба или «водометы» из толстых бревен. Последние своим весом удерживали в пазах кровельный тес, набранный без гвоздей. Фигурные концы «куриц» часто лишь слегка походят на настоящих хохлаток. На большом доме много их приходится размещать вдоль длинного карниза крыши, поэтому, чтобы и тут рутина на заедала, соседние курицы мастера «отличают» хотя бы и едва, но приметными выбоинами на их боках. Обыкновенно же мастер лишь немного облагораживает естественную форму корневища и без того достаточно выразительную.

Про эти элементы дома в народе говорили: «Курица и конь на крыше, в избе тише». И именно такой конструкции карниз на Руси издавна называется «застрехой».

В более развитых, индустриальных городских районах у домовладельцев находилось больше возможностей разнообразить украшения дома. Потому уже в смешанной архитектуре пригородов по углам домов можно было видеть жестяные кружевные водосборные воронки, а на дымниках печных труб — чеканные «мундиры». Мещане побогаче карниз крыши снизу подшивали «коробкой» и украшали его рельефными розетками и ромбиками.

«Лобовину» — фронтон на главном фасаде дома костромичи, например, украшали подзорными досками, а светличное окно «засаживали» цветами и венчали, как короной, сферической нишей с расходящимися словно от солнца лучами. Вертикальные тяги (переплеты оконной рамы) ненавязчиво украшены тут половинками точеных балясин и незатейливыми «сухариками». Подальше на север светличные окна обыватели украшали скромнее. Например, на широком фронтоне каргопольского дома относительно небольшое окно с прямым карнизом с накладным узором и широкими наличниками облагорожено «чуской» — украшением в виде солнечного диска с фигурными радиальными лучами, свисающего с конька крыши. Красиво, но и такими чудными элементами северяне в этой части фасада дома не ограничивались.

Очевидно, что в период расцвета Новгородской республики промысловые свободные люди — потомки «ушкуйников», уже отвоевав себе место под солнцем на необозримых, богатейших лесом пространствах Севера, строили дома с размахом, разнообразя их украшениями и совершенствуя их удобства. Скорее всего именно в это время и появились у нас впервые так называемые гульбища — прародители современного балкона. Формы свои они позаимствовали от галерей в теремах богатых бояр в больших городах и стали интересной архитектурной особенностью деревянных домов. Гульбища опоясывали дома на уровне пола перекрытия второго этажа или высокого подклета (цоколя).

На эти новые галереи выходили, возможно, ожидая своих мужей из дальнего плавания жены поморов. Иногда, если дом стоял высоко, можно было выйти и посмотреть со всех сторон — какую погоду предвещает небо. С такого удобного для наблюдения места ничего не стоило разыскать загулявшихся детишек, закрыть ставнями окна — да мало ли удобств у такого большого балкона! Дома с гульбищами характерны для Карелии и Обонежья. Образцом одного из немногих дошедших до нас можно считать галерею на доме Пономарева из деревни Маньшино, что находится сейчас в деревне Ямка на территории музея-заповедника Кижи.

Окна на главном фасаде русского дома повсюду называли «красными» из-за того, что красное означает красивое, яркое и светлое. Именно такими они и бывают во время красивых рассветов и закатов. Над окнами у домов с Подвинья бывают веселые пропильные «вершники». Вполне гармонично смотрится над оконной колодой с толстыми косяками эта наклоненная под небольшим углом доска с карнизом. В центре ее – цветок-солнце, а по бокам симметрично расположенные, полные гармонии гибкие растения. Очень хорошо сочетаются на таком окне разновеликие площади стекол с трехчастными филенчатыми ставнями. Вверху, на карнизе, накладные завитки смотрятся словно воздушные облака, а внизу мягкая ритмичная волна вызывает ассоциацию другой среды — мягкой, водной. Фактура смолистых сосновых наличников со временем краснеет естественным образом и может поспорить своей красотой с масляной краской на наличниках других окон.

Крыльцо россияне всегда стремились поставить с южной стороны дома. Высокое — чтобы с него были видны как на ладони приусадебный участок, соседние дома, ближние и дальние селения. Мастера учитывали все — и размеры, и формы, и украшения, чтобы крыльцо не мешало соседним постройкам, не затемняло и не утяжеляло фасад дома и вида селения не портило. Крыльцо может быть большим угловым у небольшого дома, и, наоборот, у огромного может быть поставлен скромный фигурный козырек с двумя ступенями при внутренней лестнице на второй уровень. Размер и мягкая дуга подзора такого козырька снимают тяжесть простоватой кубичности форм большого дома.

Но чаще всего, поскольку семьи были многодетными, на больших домах хозяева стремились строить и крыльцо соответствующих размеров, побольше, чтобы всем хватало места на нем в ненастные деньки. Им могло быть двувсходное крыльцо на ряже (на срубе), на которое ступени ведут с двух сторон. Но более распространенными все же являются подобные им угловые крыльца, — с одним лестничным маршем и двускатной крышей, так называемой «бочкой». Углы ряжа рубились из брусьев в чистый угол, толстые ступени врезались в его стенки. Подобное крыльцо есть на домике Петра Великого, привезенном из Архангельска в музей Коломенское под Москвой.

Резьба на столбиках, поддерживающих крышу, причелины и охлупень крыльца обычно соответствует общему настроению и характеру украшений дома. Нижняя дощатая площадка, так же как и рундук, закрыта крышей. На угловом крыльце огромного мезенского дома на высоком подклете (из-за больших снегов), а иногда и на домах южнее мастера делали выгнутые кровли — кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены короткие водометы на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты. Само крыльцо стоит на четыре высоких столба и смотрится от этого совсем легким.

Очень красивым бывает висячее крыльцо — оно опирается не на столбы и ряж, а на «выпуски» — концы бревен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно легкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки — на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников.

Другое, не менее оригинальное крыльцо пристроено к дому на Подвинье (музей «Малые Корелы», Архангельск). Опирается оно на толстый столб, в котором сделан широкий паз для брусьев опорной консоли, имеющей очертания кубка. Сверху столб украшен резным жгутом, в середине вытесаны две разновеликие, приплюснутые «дыньки».

Наждачной бумагой старые мастера не пользовались вовсе, поверхности особенно не заглаживали. Поэтому до сих пор на резных и тесаных конструкциях построек с легкостью можно разглядеть все движения рук зодчих. Следы потесов их кажутся уверенными мазками кисти на картине какого-нибудь художника-живописца.

Что ж, определенно можно говорить о тонком природном чувстве красоты у нашего зодчего. Если он даже крыльцу — казалось бы, уж вовсе функциональной части жилища — придавал столь затейливые формы, то уже за это его можно причислить к выдающимся зодчим. Ни в одной другой культуре мира нет столь разнообразных парадных входов, какие бывали на наших домах!

Источники


  1. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  3. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
Украсьте дом резными балясинами и ставнями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here