Суть и механизмы функционирования системы негосударственного пенсионного страхования

Предлагаем статью на тему: "Суть и механизмы функционирования системы негосударственного пенсионного страхования" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Суть и механизмы функционирования системы негосударственного пенсионного страхования

Под страхованием принято понимать систему, направленную на защиту интересов материального характера. Данная необходимость связана с вероятным возникновением угроз существованию интересов, связанных с материальными ценностями. Наличие страхового продукта на финансовом рынке всегда объяснимо.

Все страховые продукты характеризуются:

  • принадлежностью к определенному типу объекта страхования, то есть то, что подлежит страхованию;
  • наличием основных причин для страхования;
  • оценкой страхового риска;
  • определением стоимости страховки или страховая сумма;
  • ценой продукта (тариф по страховке);
  • расчетами, по условиям которых будут осуществляться денежные платежи.

Страховой продукт подтверждается оформлением свидетельства или сертификата, получившего название страхового полиса. Именно полисом подтверждается факт заключения договора страхования, в том числе и негосударственного пенсионного.

В последние годы в российской системе страхования высоким спросом пользуется негосударственное пенсионное страхование.

Суть механизма и системы в целом

Помимо системы получения обязательной страховки, получили широкое распространение и негосударственные организации по пенсионному страхованию.

Подобные учреждения образованы по принципу фондов, представляют собой негосударственные (некоммерческие) организации, реализующие для населения услуги социального обеспечения, включая направление пенсионного страхования. Главной задачей фондов установлена пенсионная выплата гражданам.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, призваны к осуществлению программы дополнительного пенсионного обеспечения граждан, достигших установленного возрастного ограничения.

Воспользоваться правом обязательного пенсионного страхования может каждое заинтересованное лицо. Достаточно оформить данное решение между негосударственной организацией и обратившимся гражданином.

Договор на предоставление пенсионного страхования, составляемый с участием негосударственного пенсионного фонда и заявителя, подписывается в двустороннем порядке в случае добровольного обращения в соответствующее учреждение страхующимся лицом.

Следует отметить, что система негосударственного пенсионного страхования на территории России имеет ряд отличительных черт:

  • наличие пенсионного обеспечения даже при отсутствии стажа труда;
  • механизм системы по негосударственному пенсионному страхованию подразумевает самостоятельное подписание договора каждым гражданином страны, достигшим совершеннолетнего возраста.

Негосударственное пенсионное страхование в пределах РФ функционирует, начиная с 2002 года, и распространяется на пенсионеров, имеющих официальное подтверждение соответствующей выслуги лет.

Особые условия функционирования

Пенсионное страхование, обеспечивающее дальнейшую денежную компенсацию гражданам за отработанные трудовые годы, может осуществляться на договорной основе как с Пенсионным Фондом России, так и между негосударственными пенсионными фондами.

При страховании пенсий в негосударственных действующих организациях, пенсионные фонды являются страховщиками исключительно части накопительной от общей величины трудовых пенсий страхующихся лиц.

Пенсионная реформа, завершившаяся несколько лет назад, позволяет прибегать к двум вариантам по распоряжению средствами из накопительных пенсионных частей:

  • Оставить пенсионные накопления нетронутыми, не предпринимая никаких абсолютно действий по их переводу из ведения ПФР в иную негосударственную организацию.
  • Добровольный перевод денежных накоплений пенсионного обеспечения путем использования права участия в программе обязательного пенсионного страхования посредством заключения договора между негосударственным фондом и страхуемым лицом.

Следует помнить о том, чтобы средства по истечении времени накопления были соответствующе увеличены согласно росту инфляции, их необходимо инвестировать.

Взаимодействие двух видов страховки

Система пенсионных фондов РФ составляет отдельный сектор экономики страны. Данный механизм обеспечивает функционирование компенсирования граждан, основанное на достигнутом уровне по обеспечению жизни путем перераспределяющих накопления механизмов.

Одним из направлений работы Пенсионного Фонда России является ежемесячная выплата нескольким категориям граждан (военные, инвалиды, социально – уязвимые) пенсий и пособий социального характера.

Как государственное, так и негосударственное пенсионное страхование обладают рядом положительных и отрицательных черт в условиях реализации на практике. Например, к положительным чертам ГПС относятся:

  • реальные возможности по увеличению пенсионных объемов с использованием средств из накопительной части пенсии;
  • высокие показатели надежности и сохранности накопленных пенсионных средств, исключая риски по закрытию, исчезновению фонда, находящегося в ведомстве государства.

В системе страхований по негосударственным пенсионным учреждениям (фондам) существуют явные положительные стороны:

  • работа в частном порядке с каждым вновь обратившимся клиентом, включая регулярную (раз в месяц) отчетность по поступившим зачислениям;
  • распоряжение накоплениями доступно раньше, чем по достижении возрастного предела, установленного в соответствии с законодательством в качестве пенсионного;
  • инвестирование части отчисляемых средств в фондовый рынок, обеспечение дополнительного капитала пенсионных средств.

Принятие окончательного решения относительно выбора максимально подходящего пенсионного фонда – вопрос достаточно непростой. Доверять свою будущую пенсию стоит исключительно той организации, деятельность которой не вызывает никаких сомнений и вопросов даже после тщательно проведенного анализа, сопоставления полученных результатов.

Негосударственное пенсионное страхование

Финансы и кредит.doc

Пенсионная система государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.

В связи с экономическими преобразованиями в стране стало возможно развитие дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Дополнительное или негосударственное пенсионное страхование в Российской Федерации – относительно новый сегмент в области социального обеспечения населения, который занимают негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, занимающиеся пенсионным страхованием. Обязательное пенсионное страхование покрывает такие страховые случаи, как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и смерть застрахованного лица. Актуальность пенсионного страхования в страховых компаниях никогда не ставилась под сомнение, да и население нашей страны, наблюдая за существованием современных пенсионеров, явно ищет альтернативы государственной пенсионной системе.

Получение пенсии в негосударственном пенсионном фонде не отменяет получение государственной пенсии, а дополняет её. В отличие от государственного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное страхование являются сугубо добровольными. Дополнительная пенсия формируется гражданами, исходя из их личного желания и финансовых возможностей.

Читайте так же:  Как уволиться без отработки

Цель работы заключается в изучении механизма функционирования государственного и негосударственного пенсионного страхования на примере негосударственных пенсионных фондов, перспектив их развития в российской экономике.

1. Функции и задачи пенсионной системы России

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой- либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

— сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

[1]

— финансирование выплаты пенсий.

В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного фонда и доводят их до пенсионеров.

Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.

Кроме того, ПФРФ осуществляет:

— начисление и сбор штрафов и пени при несвоевременной и неполной уплате страховых взносов плательщиками;

— подготовку проекта бюджета пенсионной системы, который независим от федерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчета об исполнении бюджета пенсионной системы.

В силу сложившихся объективных причин развития и размещения производства, природно-климатических условий концентрация пенсионеров различна: от 15 до 20 % к трудоспособному населению на Севере, до 50 — 60 % в центральных и южных районах России. В связи с этим Пенсионный фонд осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между регионами.

Представление об объемах средств, которые собирает и направляет на финансирование выплаты пенсий ПФРФ можно оценить по бюджету фонда за три года. Конечно же, первоочередной задачей Пенсионного фонда России является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в уставленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Доставкой пенсий занимаются органы федеральной почтовой связи Минсвязи России, отделениями Сбербанка России и другими банковскими учреждениями, а также доставочными организациями.

Отмеченное разделение функций между различными органами создает определенные трудности в работе пенсионной системы. Однако основной их причиной является финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, уже давно снизившийся до критической черты (средний размер пенсий близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный — составляет лишь четверть минимума), не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Источниками финансового обеспечения пенсий являются:

— федеральный бюджет в отношении пенсий гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, отдельным категориям лиц в связи с особенностями прохождения ими государственной службы (федеральным государственным служащим, депутатам, судьям, прокурорским и таможенным работникам и другим), гражданам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и вследствие других радиационных аварий и катастроф, а также социальных пенсий;

— Пенсионный фонд России — в отношении «трудовых» пенсий гражданам, работавшим по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, индивидуальным предпринимателям, членам производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, лицам свободных профессий (писатели, композиторы, художники и т.п.) и другим гражданам, подлежащим государственному пенсионному страхованию.

[3]

Финансовые средства ПФРФ состоят из:

— обязательных взносов работодателей;

— обязательных взносов наемных работников;

— поступлений из государственного бюджета;

— совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФРФ и пр.

Назначение пенсий по закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в т.ч. социальных, по чернобыльской программе, а также лицам, проходившим военную службу по призыву, и их семьям при утрате кормильца осуществляется органами социальной защиты населения субъектов РФ, финансирует на эти цели Пенсионным фондом России.

С началом радикальных рыночных реформ экономическое и социальное содержание пенсионной системы коренным образом изменилось, хотя для самих получателей пенсий и плательщиков страховых взносов это оставалось и во многом все еще остается незамеченным. За 70 дореформенных лет пенсионеры свыклись с мыслью, что пенсионное обеспечение исключительная прерогатива государственной системы управления. Плательщики же, как правило, отождествляют страховые взносы в ПФРФ с другими федеральными налоговыми поборами.

2. Сущность и состояние негосударственного пенсионного страхования

НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель — сбор средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с «длинными» деньгами, он обязан заботиться об их сохранении и приросте. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах участников (будущих пенсионеров). Считается, что это правило нарушено, если фонд распоряжается этими резервами для каких-либо иных целей, неважно — личных целей управляющего или общественно полезных, скажем, дает заем Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях.

Читайте так же:  Как с наибольшей выгодой произвести расчет больничного после декрета выбор дат и пример расчета

Чтобы отделить риски, связанные с деятельностью самого НПФ (сбор пенсионных взносов, учет пенсионных обязательств, выплата пенсий и т.п.), от рисков инвестирования на финансовом рынке, в законе предусмотрено разделение функций. НПФ разрешено самостоятельно вкладывать пенсионные резервы только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты (заметим — такие объекты были названы до финансового кризиса), а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) — обязательно через управляющую компанию. Она несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами, но не за обязательства фонда.

Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет государственный уполномоченный орган (сейчас это Инспекция НПФ) в соответствии с правилами размещения этих резервов, которые утверждает правительство. Оно же определяет порядок размещения резервов и контроль за его соблюдением. На НПФ распространено правило фондового рынка — обязательное разделение хранения активов и управления ими. Хранить сертификаты ценных бумаг, учитывать переход прав на них и выполнять распоряжения клиентов доверено депозитарию.

Пенсионные взносы и накопления согласно закону являются собственностью фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера), что на первый взгляд вызывает недоверие. Но сделано это для защиты участников. Действительно, если бы взносы оставались в собственности предприятия-вкладчика, оно могло бы использовать их для своих финансовых нужд при банкротстве или просто для погашения долгов. Ведь предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. При банкротстве вкладчика в соответствии с законодательством будущие пенсионеры должны были бы встать в единую очередь наряду со всеми его кредиторами. Вряд ли бы им что-нибудь досталось.

Передача пенсионных резервов в собственность НПФ нужна еще и потому, что иначе было бы трудно управлять ими как единым портфелем. По каждому инвестиционному решению пришлось бы спрашивать разрешения у многочисленных вкладчиков или заключать с ними трастовые договоры на управление, что хлопотно. Такая передача не означает, что вкладчики и участники теряют «текущие» права на эти средства до наступления пенсионного возраста участников.

Чтобы пенсионные резервы не «проели» управленцы и сотрудники НПФ, законодатели оговорили источники средств на их содержание — это имущество, предназначенное на обеспечения уставной деятельности фонда, доход от его использования, а также часть дохода от инвестирования пенсионных резервов. Установлен верхний предел этой части — 20% первые три года и 15% в дальнейшем.

Для повышения надежности вложений в различные формы коллективного инвестирования, к которым отнесены и НПФ, законодатели в других странах и в нашей (в случае с паевыми инвестиционными фондами) стараются запретить или строго контролировать сделки с заинтересованными лицами, т.е. конфликт интересов. В законе «О негосударственных пенсионных фондах» эта тема даже не упоминается. Видимо, и в этом отразилась реальная ситуация в сфере НПО, когда недобросовестный администратор НПФ мог направлять активы фонда в инвестиционную компанию, которая принадлежит ему самому, жене или другим родственникам, назначить оплату за услуги по инвестированию, не соответствующую рыночной цене, не опасаясь последствий. Заинтересованными должны считаться все лица, предоставляющие услуги фонду, его администраторы и сотрудники, предприятие или работодатель участников фонда, профсоюз, владелец предприятия, корпорация или предприятие, аффилированные с работодателем.

С выходом «Программы пенсионной реформы в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО — основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание «с нуля» не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

3. Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования

Перспективы НПФ во многом зависят также от того, будут ли им предоставлены налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. В цепочке «предприятие — НПФ — компания по управлению активами» было тройное налогообложение. Допустим, директор предприятия захотел сотрудничать с НПФ. Для этого он должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем составить список участников, из чистой прибыли перечислить деньги на их счета в НПФ. С этих денег брался 12-процентный подоходный налог. После всех отчислений (в местный бюджет и т.п.) оставалось 50, а то и 30%. То же и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимались налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета — еще и подоходный налог.

Читайте так же:  Что такое первичные документы бухгалтерского учета

Негосударственное пенсионное страхование

Как работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Данный вид страхования подразумевает дополнение к государ­ственному страхованию. Размер «второй пенсии» опре­деляется при подписании договора по соглашению сторон и зависит только от финансовых возможностей страхователя. В России негосударственные фонды (далее — НПФ) появились уже более пятнадцати лет назад. 16 сентября 1992 г. Пре­зидент РФ подписал Указ № 1077 «О негосударственных фондах», который положил начало развитию рынка НПФ.

Получение пенсии в негосударственном пенсионном фонде – надежно ли это?

В результате реформирования законодательства взносы в Пенсионном фонде стали распределяться по двум векторам — накопительная и страховая часть пенсии. При этом из 22% пенсионных взносов, перечисляемых работодателями застрахованных лиц, только 6% распределяются на счет страховых средств.

Создание нового формата пенсионного обслуживания в виде негосударственных фондов открыло возможность более рационального распределения средств застрахованного лица.

Негосударственное пенсионное страхование

  1. надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  2. наличие государственной лицензии;
  3. разнообразие схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.
  4. высокий рейтинг среди других фондов;

Для того, чтобы стать участником негосударственного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор .

Добровольное пенсионное страхование и не государственное пенсионное обеспечение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В нашей стране пенсии гарантируются государством и выплачиваются за счет бюджетных средств из Пенсионного фонда РФ.

Такие пенсии помогают обеспечить только минимальный прожиточный минимум, а возможность обеспечить себе при наступлении несчастного случая или окончания трудовой деятельности достойный доход существует, если заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного страхования.

Суть и механизмы функционирования системы негосударственного пенсионного страхования

Под страхованием принято понимать систему, направленную на защиту интересов материального характера.

Данная необходимость связана с вероятным возникновением угроз существованию интересов, связанных с материальными ценностями. Наличие страхового продукта на финансовом рынке всегда объяснимо. принадлежностью к определенному типу объекта страхования, то есть то, что подлежит страхованию; наличием основных причин для страхования; оценкой страхового риска; определением стоимости страховки или страховая сумма; ценой продукта (тариф по страховке); расчетами, по условиям которых будут осуществляться денежные платежи.

Обязательное и добровольное пенсионное страхование

Материальное финансирование в старости при достижении установленного возраста, при утрате полной или частичной работоспособности, при потере кормильца, гарантирует государственное страхование.

В соответствии с государственной пенсионной реформой с 01.01.2002 г. заработали накопительная система обязательного страхования и институт управления финансами и инвестициями пенсионных накоплений с привлечением для управления капиталом частных компаний.

Осуществляя обязательное страхование, государство предусматривает страховое обеспечение граждан не только из бюджета фонда РФ, но и из негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственные фонды действуют в соответствии с ФЗ «О негосударственных фондах». Негосударственный фонд (НПФ) – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: 2) деятельность в качестве страховщика по обязательному страхованию в соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании в РФ» и договорами об обязательном страховании; Негосударственный пенсионный фонд подлежит государственной регистрации и на этом основании приобретает права юридического лица.

Негосударственное обеспечение осуществляется на добровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе.

Нельзя противопоставлять одно другому, интересы ПФУ не пересекаются с интересами различных структур НПФ, их деятельность не противоречит и не ущемляет интересы друг друга, т.к. институты негосударственного работают на рынке дополнительного обеспечения.

1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему 10 .

Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы 11 .

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть – в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании» указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе 12 .

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

[2]

повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

Читайте так же:  Страховой стаж для выхода на пенсию, его виды и процесс назначения

повышение эффективности пенсионной системы.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами 13 .

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел 14 .

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов — 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений — 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано 15 .

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли) 16 .

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц — учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований к НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

Сущность и условия функционирования негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются неотъемлемой частью формирующейся в Украине трехуровневой системы пенсионного обеспечения.

НПФ представляет собой финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность по привлечению денежных средств, размещению их в доходные активы для последующих выплат негосударственных пенсий.

НПФ не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Прибыль негосударственного пенсионного фонда между участниками не распределяется, а направляется на уставные цели. К особенностям деятельности НПФ следует отнести то, что через пенсионные выплаты возвращаются все взносы участникам фонда и доход от их размещения за исключением вознаграждения компании по управлению активами фонда и т.д.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на следующих принципах:

· неприбыльность – не имеет целью получение прибыли для ее дальнейшего распределения между учредителями;

· исключительный вид деятельности – негосударственное пенсионное обеспечение;

· формирование активов пенсионного фонда – за счет взносов в пенсионный фонд (пенсионных взносов) и прибыли (убытка) от инвестирования пенсионных взносов;


· неизменность вида пенсионного фонда;

· отсутствие слияний и поглощений – запрещается проводить реорганизацию каких-либо пенсионных фондов путем деления или выделения, а также присоединения, слияния пенсионных фондов рахных видов;

· ответственность – НПФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство не несет ответственности по обязательствам пенсионного фонда, что указывается в каждом пенсионном контракте; государственный пенсионный фонд не может брать на себя обязательства, несвязанные с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению; пенсионный фонд не несет ответственности по обязательствам третьих лиц и не имеет права передавать свои обязательства перед участниками и вкладчиками фонда третьим лицам;

Читайте так же:  Порядок проведения экспертизы качества мебели

· право собственности на средства – средства, перечисленные в какой-либо пенсионный фонд каким-либо вкладчиком, не являются собственностью государства или органов местного самоуправления;

· невозможность банкротства — НПФ не может быть объявлен банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве.

По характеру привлечения пассивов и составу участников негосударственные пенсионные фонды делятся:

1. Открытый НПФ не устанавливает ограничений по составу участников.

2. Корпоративный (закрытый) создается юридическим лицом- работодателем, участниками могут быть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с учредителями или граждане по профессиональному признаку.

Участники пенсионной схемы:

1. Учредители — юридическое или физическое лицо, выступающее стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу участников НПФ (работадатели, профсоюзы, инвестиционная кампания).

2. Участники (бенефициары) — получатели пенсии, физические лица, работающие в организации, осуществляющей пенсионные отчисления, и которым согласно пенсионных договоров начисляются пенсии.

Активы НПФ — совокупность средств, в денежной форме, находящихся на именных пенсионных счетах. Активы НПФ являются совместной долевой собственностью участников. Доля каждого участника определяется пропорционально размеру взноса. Пенсионные активы – это активы пенсионного фонда, страховой организации, банковского учреждения, за счет которых осуществляются пенсионные выплаты.

Условия накопления и выплаты пенсии определяются пенсионными схемами, под которыми понимается порядок внесения взносов, выплаты дополнительной пенсии и наследования пенсионных накоплений. Пенсионная схема является документом, в котором указываются условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения участников фонда.

Пенсионные схемы подлежат утверждению Советом НПФ и регистрации в государственном органе, осуществляющем согласно законодательства надзор за деятельностью НПФ.

Органом управления НПФ является Совет фонда, к компетенции которого относится:

— утверждение и изменение пенсионных схем, рассмотрение итогов финансово-хозяйственной деятельности;

— определение кампании по управлению активами, депозитария и аудитора.

Управляющий фонда осуществляет руководство текущей деятельностью фонда и обладает полномочиями проведения финансовых операций с активами фонда. Он не может быть учредителем кампании по управлению активами, депозитария, страховой организации.

Под пенсионным планом следует понимать порядок управления и размещения накопленных пенсионных взносов, который отвечает таким требованиям:

а) пенсионные счета открываются налогоплательщиком в банках, уполномоченных Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины;

б) вкладчиками пенсионного счета могут быть работники, которые пребывают в трудовых отношениях с налогоплательщиком;

в) снятие средств со счетов вкладчика не может осуществляться раньше чем при достижении им возраста, установленного Кабинетом Министров Украины, за исключением случаев, когда такой вкладчик:

— выезжает за границу на постоянное местожительство;

— объявленный судом безвестно отсутствует или умершим;

г) в случае смерти владельца пенсионного счета средства, а также проценты, начисленные на такие средства, передаются наследникам владельца такого счета и прибавляются к их пенсионным счетам в порядке, определенном законодательством;

д) уполномоченный банк обязан держать средства, внесенные вкладчиками, в ликвидной форме согласно правилам, установленным законодательством по пенсионному страхованию;

е) предприятие, которое открывает пенсионный план в пользу своих работников, должно быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном законодательством о пенсионных планах.

Средства пенсионных счетов могут использоваться для обеспечения рисков вкладчиков в гражданско — правовых отношениях, включая обеспечение кредитов, рассрочек при покупке товаров или недвижимости и тому подобное.

Выплаты с пенсионных счетов на покрытие рисков могут осуществляться после открытия пенсионного счета в сроки, предусмотренные законодательством.

Суммы, внесенные в течение отчетного периода от имени работника его работодателем к дополнительному пенсионному плану, не подлежат налогообложению с доходов граждан в случае их отчисления к такому пенсионному плану, но включаются (с учетом начисленных процентов) в доходы такого работника (его наследников) в случае их выплаты. Отмеченные взносы не включаются в базу начислений социальных взносов.

НПФ создает систему персонифицированного учета его участников, которая содержит определенную информацию и предусматривает открытие каждому участнику индивидуального персонифицированного счета с целью учета накопленных в пользу участника пенсионных средств.

Негосударственный пенсионный фонд заключает с вкладчиком пенсионный контракт – договор, в соответствии с которым осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда по определенной пенсионной схеме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9160 —

| 7240 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  2. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
Суть и механизмы функционирования системы негосударственного пенсионного страхования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here