Социальные нормы потребления электроэнергии

Предлагаем статью на тему: "Социальные нормы потребления электроэнергии" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Устанавливать в России социальные нормы потребления электроэнергии пока рано

Вводить социальные нормы потребления электроэнергии в России преждевременно. К такому выводу пришли участники круглого стола в Общественной палате РФ, в ходе которого обсуждались итоги пилотного проекта по введению соцнорм на электричество в нескольких российских регионах.

Напомним, в рамках пилотного проекта в шести субъектах РФ с 1 сентября текущего года были введены нормативы на потребление электроэнергии. Социальная норма потребления электроэнергии учитывается при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению: тем, кто не выходит за установленный предел, электричество обходится дешевле, а тем, кто превышает норму, – дороже. Отметим, Правительство РФ установило, что такие нормы должны применяться на территории всей страны с 1 июля 2014 года.

«По мнению участников круглого стола, проект оказался провальным с самого начала. Первая причина такого провала заключается в том, что единых стандартов потребления электроэнергии на сегодняшний день не существует, каждый регион устанавливает свои нормативы», – сообщает пресс-служба ОП РФ.

Также эксперты отметили, что не во всех регионах власти провели разъяснительную работу о необходимости перехода на эффективное энергопотребление и о доступных способах энергосбережения, и люди оказались не готовы к нововведению.

Участники круглого стола подчеркивают, что введение соцнорм не должно негативно сказываться на простых гражданах. Для этого необходимо провести серьезные расчеты, определить минимум бытовых приборов, которые могут быть в квартире. Кроме того, важно учитывать специфику региона – в северных регионах часто нужны дополнительные обогревательные приборы, в южных – кондиционеры, а для сельских жителей значительный расход электроэнергии может идти на ведение натурального хозяйства.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Анатолий Либет сообщил, что в пилотных регионах не превышали социальные нормы около 40% граждан, а остальным пришлось платить за электричество дороже. «В итоге получилось, что социальная норма – это ограничение за счет цивилизационных ущемлений. Кто может себе это позволить, тот и дальше будет тратить без ограничений, а граждане, ограниченные в средствах, идут не по пути установления энергосберегающих устройств, которые дороги, а просто будут меньше стирать или готовить на электроплите», – заявил член Общественной палаты РФ.

Участники обсуждения отметили, что переход к экономии электроэнергии нужно осуществлять другими способами, например стимулировать развитие энергосберегающих технологий, покупку энергосберегающей техники, помогать малоимущим приобретать энергосберегающие лампы, стоимость которых существенно выше привычных лампочек накаливания, а введение социальных норм пока отложить.

«Цифры должны быть тщательно проработаны и обоснованы. Соцнормы должны быть такими, чтобы плата за их превышение была чем-то вроде «налога на роскошь», а не заставляла простых граждан отказываться от использования бытовых приборов первой необходимости», – заключил Либет.

Новые цены на электричество для населения России с 1 января 2019 года: социальная норма потребления на человека

Рост цен на коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию для граждан России планируется в июле 2018 года, а не с 1 января, как многие привыкли думать. Повышение ожидается в пределах инфляции – это примерно 4%. Каждый год для россиян такая информация является неожиданной и пугающей. Но если сравнить процент повышения тарифов, то это совсем незначительная сумма по сравнению с Украиной или Белоруссией, где такой процент составил 55 и 25 % соответственно.

Ценообразование тарифов за электроэнергию

Тариф на электроэнергию – это величина, включающая в себя большое количество компонентов. Она измеряется в рублях за 1 киловатт в час (кВт/ч) и показывает количество энергии, которая была использована.

Федеральные органы законодательной власти устанавливают методы подсчета цены за электрическую энергию. На основании данных методик регионы в праве сами определять тарифы для конечного потребителя. Далее информацию о тарифах публикуют в регионе и тем самым становятся общедоступными и становятся рабочими инструментами. Россиянам знакомо ежегодное повышение тарифов в начале года, а повышение цен на коммунальные услуги именно с середины года связано с приближающимся отопительным сезоном и уже известным показателем инфляции к середине года.

Те граждане, у которых не установлены электросчетчики, очевидно, почувствуют рост цен на электрическую энергию. Кроме тех домов, у которых счетчиков нет по уважительным причинам, например, дом является аварийным или подлежащим сносу.

В России по статистике существует такая категория потребителей, которая пытается мошенничать, платит за использование света только за одного человека, а на самом деле таких несколько. В итоге, часть энергии получается для них бесплатной, и таких граждан примерно 5% от общего числа.

Актуальная схема тарифов на электроэнергию

Имеющаяся система сложна для понимания и имеет многоуровневые расчеты. В основании ее лежит основной тариф и далее к нему применяются коэффициенты, которые могут снизить тариф.

Иерархия потребителей

Существует разделение на городской вид населения, сельский, а также приравненный к нему. Такое деление устанавливается в зависимости от вида тарифа. Основной тариф применяется для жилых домов в городе, где есть плиты и отопительное оборудование, которое работает на газе.

Тариф может быть снижен, если для обогрева и приготовления еды используют электрические приборы. При этом оборудование должно быть зарегистрировано и разрешено. То же равно и для жителей частных домов села. Коэффициент имеет границы от 0,7 до 1.

Это значит, что сельские жители изначально в более выгодном положении, так как их тариф на 30% меньше, чем у городских жителей, вне зависимости от того, какое у них оборудование установлено в доме.

Читайте так же:  Сколько стоит франшиза старбакс в россии

Существуют категории граждан, которые платят за свет по общему счетчику. Они являются приравненным к населению видом потребителей. К ним относятся некоммерческие организации, дачные и другие кооперативы, воинские части.

Градация тарифов по времени суток

Большинство жителей платят на электроэнергию по счетчикам. Существуют разные виды счетчиков, которые могут распознавать разные зоны в сутках и другие, менее актуальные. Первые делят сутки на ночное время и дневное, здесь применяются разные тарифы для разного времени, а вторые просто показывают общее количество потребляемой энергии и используется один тариф.

Днем электроэнергия гораздо дороже, чем ночью, поэтому многие жители стараются делать всю домашнюю работу ночью, точнее с 23.00 до 7.00. В остальное время суток за свет придется заплатить на порядок выше.

На рынке имеются также счетчики, которые способны делить сутки на 3 зоны, менее пиковые и более пиковые:

  • самое дорогое время — с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 20.00;
  • далее — с 9.00 до 17.00 и с 20.00 до 23.00;
  • самое дешевое — с 23.00 до 7.00.

Самым простым вариантом для расчета, конечно, является однотарифный счетчик, но он же является и самым дорогим в итоге. Поэтому имеет смысл потратить время и разобраться в более сложных, но более экономичных современных электросчетчиках.

Для этого нужно умножить каждую использованную величину в зоне на соответствующую цену и далее сложить в общую. Однако, сложность все-таки существует. В России 11 часовых поясов, каждый год осуществляют «реформу времени», и либо возвращается либо отменяется «зимнее» и «летнее» время.

В такой ситуации постоянно нужно перенастраивать счетчики и каждый раз платить за это около 3 тысяч рублей. Это не касается обычного однотарифного счетчика.

Социальная норма потребления электроэнергии

Рынок электроэнергии с подачи властей в последнее время проходит процесс урегулирования, так как ценообразование и конечная стоимость данного ресурса гораздо ниже, чем обоснованные показатели экономики.

Таким образом, власти стараются осуществить градацию граждан на менее платежеспособных и тех, кто старается платить минимум, а использовать электроэнергию по максимуму.

Социальная норма – мера, которая способна решить эту проблему, а также в значительной степени может уменьшить перекрёстное субсидирование. Это очень распространенная ситуация в России, когда понижение цены на низкое напряжение компенсируется путем повышения цены на высокое напряжение. Социальная норма также поможет в мотивации населения экономить электроэнергию в своих же интересах.

Понятие социальной нормы включает в себя наименьший показатель потребления электроэнергии, который является достаточным для нужд жителей и платеж по нему рассчитывается по минимальной цене. Та энергия, которая расходуется выше норматива, будет оплачиваться по повышенному тарифу. Социальная норма рассчитывается отдельно для каждого региона в зависимости от статистических данных использования электрической энергии.

Данная норма будет верна, если граждане используют электроэнергию только в бытовых нуждах и при этом исключается коммерческое использование.

Существуют определенные сложности в расчетах с использованием социальной нормы, схема тарифов будет увеличена и раздвоена и применена для всех категорий населения.

При этом будет учитываться количество человек, которые потребляют электроэнергию, а также состояние объекта (удовлетворительное, аварийное, под снос).

Социальная норма в цифрах

Норма потребления электрической энергии в России составляет 350 кВт/ч на 1 человека. Соответственно, цена 1 кВт/ч составляет 3 рубля. Власти полагают, что в таком случае экономное использование электроэнергии будет выгодно для потребителей.

Такой показатель был установлен еще в 2013 году, правда, только в некоторых регионах. Сейчас он актуален для всей страны.

Некоторые факторы могут влиять на размер норматива:

  1. Наличие/отсутствие социальных льгот;
  2. Место регистрации жилья;
  3. Вид установленного оборудования в помещении.

Нормативные показатели в Москве, которые применяются для одиноких граждан, находятся в зависимости от установленного в квартире оборудования.

Если гражданин использует газовое оборудование, то норматив будет 50 кВт/ч, а в случае электрического оборудования, то норма будет 80 кВт/ч.

Для семьи лимит потребления электроэнергии составляет 45 кВт/ч, при использовании плиты на газу, и 80 кВт/ч – для электрической плиты.

Орловская область

Наименьший показатель нормы установлен в Орловской области – это 190 кВт/ч. Для большой семьи из более 5 человек на каждого регламентированы лишние 90 кВт/ч в месяц.

Чтобы рассчитать платеж за электроэнергию без счетчика, нужно учесть некоторые факторы:

Показатель нормы Тариф
В пределах нормы Основу составляет показатель использования электроэнергии для 1 человека, проживающего в помещении Выше нормы В целях экономии электроэнергии расход ее выше нормы будет оплачиваться по тарифу больше базового

Нормативный показатель первостепенно находится в зависимости от количества человек, прописанных в квартире. По этому показателю можно произвести следующую градацию:

Количество человек кВт/час

[1]

1 96 2 156 3 206 4 246 5 286

Предусматривается также ряд дополнительных условий:

Пенсионер (проживает один) Первый год – оплата по тарифу ниже среднего, далее – по социальной норме
Сельские жители + 90 кВт/час
Дачный участок Оплата как за одного проживающего
Если в помещении установлена плита, работающая на газе Увеличение на 43 кВт/час
Если в помещении установлен электросчетчик + к социальной норме 3000 кВт/час

Супер,Александр, полностью с Вами согласна…..

Александр, вы высказались за большинство. С вами согласна)

Социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причины введения социальной нормы потребления электроэнергии:

  1. Сейчас все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма поможет распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество поможет обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшится т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, в 2019 году социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Читайте так же:  Как составить исковое заявление в суд о взыскании алиментов

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Что это означает — социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Вводимая в 2019 году социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт-ч в месяц на точку подключения, согласно статданным, превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Важно! Предполагается установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), будут оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система будет включать три ступени:

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

От 300 до 500 кВт-ч

Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры пока не озвучены. Тарифы устанавливаются на региональном уровне, методику их определения разрабатывает и утверждает Федеральная служба по тарифам РФ.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др. областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов. Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году не упразднит.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно уйдут в прошлое (т.е. будут поэтапно отменены):

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации оплаты электроэнергии по-прежнему сохранится дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера — в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека — 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2019 год

С 01.01.2019 тариф с учетом социальной нормы электроэнергии на человека в Ростовской области составит 3,89 руб./кВт-ч в пределах соц.нормы и 5,43 руб./кВт-ч – при выходе за ее пределы (разница – почти 40%).

А вот власти соседнего Краснодарского края сначала ввели социальную норму потребления электроэнергии с 01.01.2017, а уже 01.06.2017 отменили ее, прокомментировав отмену необходимостью уточнения тарифов. Сейчас единый одноставочный тариф на электричество там составляет 4,69 руб./кВт-ч.

Давайте сравним, сколько заплатит семья из 4 человек, потребляющая за месяц 250 кВт/ч, по социальной норме потребления электроэнергии в Ростове-на-Дону и без применения соц.нормы потребления электроэнергии в Краснодаре:

  1. Ростов-на-Дону: 236*3,89 + 14*5,43=918,04+76,02=994,06 руб.
  2. Краснодар: 250*4,69=1172,50 руб.

Очевидно, что социальная норма на электроэнергию имеет свои преимущества.

Выгодность или невыгодность в случае введения в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть от методики определения тарифов, данный расчет не является полностью показательным для предлагаемой трехступенчатой системы. Необходимо также учесть, что в регионах для расчета будут брать разные данные.

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой системы?

Основные отличия предлагаемого варианта от эксперимента, проводившегося с 2013-2014:

Социальная норма на электроэнергию образца 2013

Социальная норма на электроэнергию в 2019 году

Соц.норма потребления электроэнергии на человека

Социальная норма на электричество – для домохозяйства (на точку подключения)

От 50 кВт-ч – разные по регионам

300 кВт-ч – единая для РФ

2 ставки: для соцнормы и для потребления сверх соцнормы

3 ставки: до 300 кВт-ч, от 300 до 500 кВт-ч, сверх 500 кВт-ч

Сохранены все льготы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Льготы частично упраздняются

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Положительные стороны (плюсы) реформы:

  1. Учет интересов малоимущих слоев. Кто потребляет больше – будет платить больше.
  2. Снижение перекрестного субсидирования за счет повышения сборов с обеспеченных потребителей – меньше затраты в промышленности, снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности.
  3. Простота администрирования, в сравнении с подушевым нормированием, — меньше затраты энергетических компаний, ниже стоимость электроэнергии.

Отрицательные стороны реформы:

  1. Не учитываются интересы владельцев ветхого жилья, многодетных семей, граждан, не имеющих возможность использовать приборы, в которых применены дорогостоящие энергосберегающие технологии.
  2. Ликвидируется ряд льгот для населения.
  3. Пока неизвестно, какой результат даст предлагаемая методика расчета тарифов.

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена неизбежно?

Раздаются голоса о том, что реформа будет опять заморожена. Введение новой системы, откладывалось уже и в 2014, и в 2015 году. Причиной стала сложность администрирования – проверка числа проживающих, показаний счетчиков, от которых зависит расчет, и др.

В 2019-2020 обе административные проблемы будут разрешены:

  • предлагаемая система не зависит от числа проживающих в квартире, не нужно будет отслеживать и проверять этот показатель;
  • с 2019-2020 проблема подачи недостоверных показаний приборов учета будет разрешена с введением «умных счетчиков» (подробности – в статье «Умные счетчики – кто и когда их должен установить»).
Читайте так же:  Условия использования материнского капитала для оплаты образования детей

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Обратите внимание! По концепции введения федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году и ступенчатой градации тарифов нормативные акты пока не приняты, проекты документов не опубликованы для общественного обсуждения.

Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии» от 22.07.2013 №614 относится к соц.нормам электроэнергии на человека, которые вводились в отдельных субъектах РФ с 2013-2014. Хотя формально в нем содержатся нормы о том, что субъекты РФ имеют право в любой момент установить социальные нормы на электричество, в преддверии введения федеральной нормы вряд ли это будет сделано.

Социальная норма

Если помещение оборудовано двух- или трёхтарифным прибором учёта, то согласно Постановлению Правительства РФ №614 от 22.07.2013 года социальная норма потребления распределяется пропорционально потребляемой по зонам суток электроэнергии.

Если в расчетном месяце потребление оказалось меньше величины социальной нормы, то неиспользованные (сэкономленные) киловатт-часы не накапливаются и не используются в следующих расчётных периодах.

Сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии для групп и типов жилых помещений содержатся в постановлении Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 г. № 310 (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 14.08.2012 г. N 546, от 11.09.2013 г. N 633, от 25.06.2014 г. N 425, с изм., внесенными решением Нижегородского областного суда от 13.02.2014 г. N 3-13/14).

Социальную норму потребления электроэнергии хотят ввести по всей стране. Планируется так же отмена льгот для сельских жителей и собственников квартир с электроплитами

Министерство энергетики и министерство экономического развития предлагают ввести социальную норму потребления электроэнергии во всех регионах России. Кроме того, предлагается постепенно отменить 30% льготу на оплату электроэнергии для сельского населения и собственников квартир с электрическими плитами.

О планах властей стало известно из сообщения издания «Коммерсант ». Журналистам удалось ознакомиться с протоколом правительственного совещания, где рассматривались предложения Минэнерго и Минэкономразвития. По итогам мероприятие и было утверждено предложение о введении социальной нормы уже летом 2019 года.

Статья в «Коммерсанте » вышла сегодня утром, а ближе к середине дня информация получила официальное подтверждение. Вице-премьер Дмитрий Козак, который курирует в кабинете министров вопросы ЖКХ, заявил журналистам, что правительство планирует внедрить «градацию потребителей в зависимости от объемов потребления». И что новая схема расчета платы за электроэнергию может заработать уже с 1 июля 2019 года.

Социальная норма потребления электроэнергии: что планируют власти?

Суть новации в том, что планируется ввести порог месячного потребления электроэнергии в 300 кВтч. Если потребитель использовал больший объем электроэнергии, то он будет вынужден оплатить ее по более высокой цене. Потребление свыше 300 кВт.ч в месяц будет оплачиваться по «повышенному » тарифу, а свыше 500 кВт.ч. — по «экономически обоснованному».

Согласно протоколу совещания, с которым ознакомились журналисты Коммерсант, для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Но при этом может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например , сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п.

Отдельно правительство намерено уделить вниманием льготам на электроэнергию для сельских жителей и собственников квартир с электроплитами. Сегодня в большинстве регионов эти категории потребителей платят за свет с применением понижающегося коэффициента 0,7. Иными словами – плата за свет для них снижена на 30%. Теперь же предлагается «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1. То есть выравнивание платы за электроэнергию для всех потребителей категории население.

Социальная норма не будет зависеть от количества проживающих

В настоящее время социальная норма потребления действует в девяти российских регионах. При этом расчет объема потребления по минимальным ценам сегодня привязывается к количеству жильцов, проживающих в квартире. И это главная проблема.

У энергетиков зачастую нет данных о том, сколько человек реально живет в квартире. Поставщику электроэнергии приходится ориентироваться на количество официально зарегистрированных, а оно далеко не всегда равно количеству реально проживающих.

Теперь эту проблему планируется решить за счет того, что социальная норма потребления будет рассчитываться не в расчете на одного человека, а на «точку подключения» (т .е. на квартиру или частный дом).

За счет описанных выше мер правительство планирует сократить масштабы субсидирования электроэнергии для населения за счет промышленных и коммерческих потребителей. Какие именно будут установлены цены на электроэнергию в пределах «минимальной » нормы потребления и свыше ее – пока не понятно. Известно лишь, что профильные ведомства должны представить свои конкретные предложения на этот счет к середине января 2019 года.

Социальная норма потребления электроэнергии в Москве: городские власти смирились с неизбежностью введения соцнормы на свет в столице

Московское правительство объявило о создании рабочей группы экспертов, которые должны будут определить и разработать порядок введения в российской столице социальных норм на потребленную электроэнергию. Ранее столичные власти выступали против введения социальных норм и даже направили в федеральное правительство официальное обращение с просьбой дать Москве право самостоятельно решать, вводить или нет социальную норму.

В Москве начинают готовиться к введению социальной нормы потребления электроэнергии

Как сообщили в пресс-службе департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, рабочая группа проанализирует результаты работы пилотных регионов, оценит риски внедрения социальных норм на электроэнергию, после чего разработает проект для утверждения московском правительстве. В состав рабочей группы вошли заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, руководитель профильного департамента Андрей Цыбин, глава департамента экономической политики Максим Решетников, начальника департамента топливно-энергетического хозяйства Павел Ливинскоий, а также сотрудники ОАО « Мосэнергосбыт».

Ожидается, что размеры соцнорм на электроэнергию будут объявлены москвичам не позднее 1 марта, а с 1 июля текущего года новый расчет тарифов на электроэнергию будет применяться не только в Москве, но по всей стране. Те потребители, которые смогут уложиться в рамках утвержденных норм потребления, получат право рассчитаться по более дешевой схеме. Однако россияне, использовавшие слишком много киловатт, заплатят по более дорогому тарифу.

Читайте так же:  Льготы на покупку жилья какие граждане имеют право

С 1 сентября 2013 года соцнорма в пилотном режиме действует в шести регионах России. В Нижегородской и Владимирской областях норма составила 50 кВт-ч на человека в месяц, в Забайкальском крае — 65 кВт-ч, в Красноярском —57, в Ростовской области — 96, а в Орловской — 190 кВт-ч. Потребление сверх социальной нормы в пилотных областях стоит в 1,5-1,6 раза дороже.

Между тем, в сентябре 2014 года мэр столицы Сергей Собянин попросил федеральное правительство дать Москве право самостоятельно определять сроки введения социальной нормы потребления электроэнергии. В официальном обращении, которые было отправлено в правительство, в частности, говорилось: « Есть основания полагать, что негативные последствия социального характера превысят экономический эффект от введения социальной нормы».

Ранее московские власти выступали против введения социальных норм на электроэнергию

Сейчас, как полагают столичные власти, москвичи платят за электроэнергию заметно меньше, чем она стоит на самом деле. Понесенные на этом убытки энергетики покрывают за счет повышенного тарифа для промышленных предприятий, предпринимателей и прочих организаций. Они в свою очередь несут убытки или закладывают их в цену выпускаемой продукции.

К примеру, для обычного москвича киловатт-час стоит почти на четверть дешевле, чем для любого московского завода. В итоге промышленники только в этом году компенсируют за москвичей более 10 миллиардов рублей за поставку электричества. И это при том, что в столице разница тарифов одна из самых низких в стране.

— Различие в ценах на электроэнергию для физических и юридических лиц в Москве объясняется несколькими факторами, — рассказал « Российской Газете» начальник управления региональной энергетической комиссии Москвы Сергей Сасим. — В частности, к тарифам на электроэнергию для граждан, использующих в быту электрические плиты, применяется скидка, и они платят за киловатт-час меньше тех, кто пользуется газовыми плитами. К тому же тарифы для населения отличаются в зависимости от времени суток — ночью 1 киловатт-час стоит 81 копейку, а днем уже 3 рубля 17 копеек. Потребители, у которых стоят двухтарифные счетчики, могут ночью получать электроэнергию очень дешево. В итоге средний тариф для населения в Москве в 2013 году оказался на 23 процента ниже, чем для юридических лиц, в то время как в ряде регионов юрлица платят в 2-2,5 раза больше физических лиц.

В энергетической комиссии Москвы подсчитали, что на плечи горожан при внедрении соцнормы перейдет только 3,4 процента или не более 300 миллионов рублей от тех 10,2 миллиарда, которые юрлица сейчас переплачивают из-за повышенных тарифов. « Может сложиться ситуация, когда бизнес ощутимо не сэкономит, а люди удорожание почувствуют, причем для некоторых москвичей оно может составить до 40%», — резюмирует Сергей Сасим.

По сути, введение соцнормы должно привести многие регионы, где разница в тарифах для граждан и бизнеса сейчас доходит до 100-150 процентов, к московским 23 процентам. Но если у Москвы они уже есть, то зачем ей соцнормы? — задавились риторическим вопросом чиновники.

[3]

Как изменились нормативы потребления для коммунальных услуг для населения в 2019?

В соответствии с Постановлением от 23 мая 2006 г. № 306 (с поправками от 16 апреля 2013 г.) в том случае, если имеется возможность установки счетчика, новые нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с начала года теперь будут увеличены в соответствии с коэффициентом повышения.

В период первого полугодия 2015 года он составляет 1,1; во второй половине года – коэффициент 1,2. Последующее увеличение происходило на 0,1 на каждые полгода. С 1 января 2017 года данное значение уже увеличилось до 1,5 в отношении оплаты электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В 2019 году значение остается таким же — 1,5.

Условия для установки приборов учета

Наличие или отсутствие возможности по установке приборов учета определяется в ходе непосредственного обследования помещения владельца жилья.

При установленных счетчиках расходы на ЖКУ, как правило, снижаются.

Под климатическими условиями подразумеваются средние показатели температуры воздуха за отопительный период и продолжительность связанного с этим показателем самого периода.

[2]

Такие параметры как этажность, размеры помещения, материал кровли и стен и прочее также влияют на количество потребляемых ЖКУ.

Для тех помещений, которые имеют схожие характеристики – наличие условий определенного уровня, размеры, а также их нахождение в одной климатической зоне, предполагаются единые минимальные нормы потребления услуг в коммунальной сфере.

Они определяются путем расчета по формуле или методом аналога для каждого вида ЖКУ индивидуально.

В качестве единицы измерения потребляемых услуг используют:

  • расход воды — куб.метр;
  • электроэнергия — кВт*ч;
  • отопление — Гкал.

Невозможность обеспечения метрологических и технологических требований к прибору учета

Что касается технической возможности по установке счетчика, то существуют определенные критерии, при наличии которых данный процесс становится невозможным:

  1. Установка прибора невозможна без соответствующей реконструкции и капитального ремонта инженерных систем, а также без создания новых.
  2. Место установки не соответствует обязательным требованиям по дальнейшей эксплуатации прибора учета.
  3. Температурный режим, влажность, магнитное поле не соответствуют нормам и могут нарушить функционирование ПУ.

Минимальные нормы потребления некоторых видов ЖКУ

Срок действия изданных Правительством нормативов должен длиться не менее чем 3 года, за исключением лишь некоторых случаев.

Изменение их может произойти при следующих обстоятельствах:

  • внесение соответствующих поправок в действующие Правила;
  • становятся иными параметры помещения и климат;
  • если существует необходимость перерасчета при помощи метода аналога, если ранее установленная величина была рассчитана исходя из формулы.

Электроснабжение

Электроэнергия относится к ключевому благу, без которого сложно представить жизнь человека в настоящее время, а также это наиболее дорогой вид ЖКУ.

С начала 2015 года для владельцев жилых помещений, где отсутствуют приборы учета, нормативы по потреблению электроэнергии увеличились на 1/10.

Норма ЖКУ по электроснабжению различна как в регионах, так и в пределах одного дома.

Для многоквартирного дома норматив электроэнергии на человека определяется исходя из площади квартиры, удельной нагрузки электроприемников и количества квартир.

Читайте так же:  Будет ли повышение зарплаты учителей

Норма на человека зависит также от количества комнат в помещении и количества проживающих в нем человек.

Допустим, если среднее значение потребления электроэнергии в квартире с газовой плитой составляет 100 кВт*ч, то с электрической плитой 150 кВт*ч, с водонагревателем – 120 кВт*ч, а дополнительно к нему еще и с электроплитой – 170 кВт*ч.( показатели представлены для одного проживающего человека). Чем больше людей, тем норматив на одного человека несколько снижается.

При большем количестве зарегистрированных граждан в жилище социальная норма увеличивается.

Регионам дано право самостоятельно устанавливать этот показатель, а также стоимость электроэнергии при превышении нормативов, но не более чем на 40 % от социальной стоимости. В среднем это норматив установился на отметке в 100 кВт*ч.

На этот показатель также могут повлиять надбавка, в частности за наличие электроплиты.

В среднем же по стране плата за электричество составляет около 3,5 рублей/кВт.

Водоснабжение и водоотведение

Если жителями не была проведена установка водомеров, то в этом случае применяют для расчета оплаты установленные нормативы по водоснабжению .

В соответствии с новыми поправками в Постановлении от 14 февраля 2015 г. № 129, минимальная величина потребления воды с двухкомпонентными тарифами исчисляется путем суммирования нормативов, установленных для использования холодной воды и тепловой энергии, которая затрачивается на подогрев воды.

Норма по расходу тепловой энергии рассчитывается с учетом установленной системы водоснабжения и стояков определенного вида.

В случае отсутствия водомеров минимальную норму определяют из расчета установленного норматива за данный вид ЖКУ:

  1. Расход воды при наличии обычной ванны приблизительно составляют объем равный 4,5 куб.метров на человека в месяц.
  2. Относительно же пользования холодной водой этот показатель несколько выше – 7 куб.метров.

Увеличение норматива в 2015 году составило коэффициент 1,1. В перспективе каждые полгода будет происходить дальнейшее повышение.

В 2019 году повышающий коэффициент равен 1,5. Это касается оплаты за потребление электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. В отношении отопления коэффициент в текущем году равен 1,1.

Допустим, если взять в расчет норму в 10 куб.метров, то с повышающим коэффициентом эта цифра составит 15 куб.метров.

По отоплению квартиры в многоквартирном доме норматив потребления высчитывают посредством установленной формулы:

Р = К : (Sобщ * П),

  • Р — размер оплаты;
  • К — количество использованной тепловой энергии за весь отопительный период в жилищах, где отсутствуют ПУ;
  • Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
  • П -период отопительного периода, исчисленного в месяцах.

Соответственно, в связи с повышением норм, оплата будет увеличена.

Рассчитать новую стоимость можно по формуле, где умножаются такие величины, как общая площадь квартиры, измененная величина норматива по отоплению и тариф, установленный на тепловую энергию.

Коэффициент повышения также составит 10 % в первое полугодие 2018 года. В 2019 году он остался на прежнем уровне.

Если же есть коллективный ПУ, но отсутствует индивидуальный, то расчет оплаты будет производиться следующим образом:

Р = (ОДПУ * Sкв) : (Sобщ * Т),

  • Р — размер оплаты;
  • ОДПУ -показания общедомовых приборов учета в Гкал;
  • Sкв — общая площадь квартиры;
  • Sобщ — общая площадь всех помещений в доме;
  • Т — тариф за тепловую энергию.

Сколько платить за коммунальные услуги, если отсутствует ОДПУ?

Если нет домового счетчика, то расчет необходимого объема нужд ведется исходя из принятых нормативов для данного региона. Реально необходимый объем распределяется по лицевым счетам дома.

Например, имеется формула, по которой ведется расчет водоснабжения для общедомовых нужд:

Р = 0,09 * К : Sобщ,

  • Р — размер оплаты;
  • 0,09 — расход воды на человека в кубометрах;
  • К – количество жителей, населяющих многоквартирного дома;
  • Sобщ – площадь всех помещений.

При отсутствии ОДПУ во сколько обойдется плата за отопление можно рассчитать по формуле, в которой умножаются норма потребления тепловой энергии, тариф для данной коммунальной услуги и размер жилого помещения.

Эта цифра увеличивается на количество месяцев отопительного сезона – получившаяся сумма и будет оплатой за отопление за весь период.

Расчет оплаты коммунальных услуг в случае отсутствия ИПУ

Установка подобных приборов, или иначе счетчиков, позволяет платить только за фактически использованные ресурсы.

Если же таковых нет, плата взимается исходя из установленных нормативов. Стоимость ЖКУ при отсутствии счетчиков представляет собой сумму установленных нормативов в зависимости от количества проживающих людей в квартире, которая умножается на тариф за определенный вид ЖКУ.

Плата за потребление коммунальных услуг, превышающее пределы установленных норм

Если нормы потребления превышены, то это может привести к удорожанию оплаты за потребляемый ресурс.

В этом случае действия должны направляться на защиту малоимущих слоев населения – для них может быть применен повышенный уровень социальной нормы, а также уменьшен предел сверхнормативных платежей.

Допустим, если отсутствует ПУ, при оплате за отопление расчет будет осуществляться по стандартной схеме, но с разницей, что в расчет включается только площадь отапливаемых помещений.

Видео: Повышающие коэффициенты на коммунальные услуги

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В сюжете рассказывается, какой порядок расчетов за коммунальные платежи ждет нас в 2015 году. Объясняется, как расчитываются нормативы потребления по ЖКХ в зависимости от наличия или отсутствия у собственника индивидуальных приборов учета.

Источники


  1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  2. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  3. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Социальные нормы потребления электроэнергии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here