Социально-правовая поддержка детей-беженцев в россии

Предлагаем статью на тему: "Социально-правовая поддержка детей-беженцев в россии" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
«О беженцах»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

[1]

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Читайте так же:  Перечень налоговых вычетов, которые может получить плательщик ндфл

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации

Миграция населения – это характерная черта современного развития общества. Она сочетает в себе противоречивые тенденции: устраняет дефицит рабочей силы; повышает уровень социальной мобильности некоторых категорий населения; восполняет существенные социально-демографические потери; решает проблему перенаселенности отдельных территорий; способствует преодолению безработицы; позволяет сохранить национально-культурную и историческую идентичность; повышает уровень криминогенности на территориях массового скопления мигрантов; обостряет социальные проблемы принимающих территорий; нарушает естественно-антропологические связи мигранта; увеличивает количество маргинальных элементов в обществе.

Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов. Под выталкивающими факторами понимается совокупность обстоятельств, препятствующих свободной и безопасной жизни человека (политические репрессии, экологические катастрофы, военные действия, национально-этнические вооруженные конфликты и другие). Притягивающие факторы, напротив, демонстрируют стремление к улучшению жизни (переезд в экономически развитые регионы, в центры образования).

Миграционные движения разнообразны по структуре и содержанию. В современной науке до сих пор не существует единой классификации миграционных процессов. Традиционно миграционные потоки разделяют на добровольные и вынужденные. Принципиальное отличие между ними состоит в факторе, подтолкнувшем индивида к переезду. Если, в основе лежит стремление улучшить свою жизнь, то движение осуществляется под влиянием притягивающих факторов и мигранта называют добровольным. Если, индивид, стремясь сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своей семьи от негативных воздействий, перемещается на новую территорию под влиянием выталкивающих факторов, то его называют вынужденным мигрантом: беженцем, перемещенным лицом или вынужденным переселенцем (употребляется только в Российской Федерации).

В зависимости от направления движения миграции могут быть внутренними (индивид не пересекает границ своего государства) и внешними (связаны с пересечением границ одного или нескольких иностранных государств). В свою очередь внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд из страны временно или на постоянное жительство) и иммиграцию (въезд в страну на постоянное жительство или временно). В зависимости от степени законности внешних мигрантов их пребывание в стране становится либо легальным, транзитным, либо нелегальным.

Исходя из вышеперечисленных параметров, можно выделить четыре глобальных миграционных потока: вынужденная внешняя миграция, добровольная внешняя миграция, внутренняя вынужденная миграция, внутренняя добровольная миграция.

К вынужденным внешним мигрантам можно отнести: людей, ищущих политическое убежище; беженцев; людей, ищущих работу, но попавших в руки криминальных структур, обманом или силой вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.

К добровольным внешним мигрантам относятся: трудовые мигранты, находящие более выгодные условия приложения своих сил в другой стране; мигранты, переезжающие в другие страны для воссоединения с семьей; репатрианты (соотечественники, возвращающиеся из-за границы с целью стать гражданами на территории исторической родины).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вынужденные внутренние мигранты – это временно перемещенные лица; вынужденные переселенцы; мигранты из зон экологических бедствий.

К внутренним добровольным мигрантам можно отнести переезжающих из сельской местности в города и наоборот в поисках более подходящих условий; внутренних трудовых мигрантов; переселяющихся в поисках подходящего для здоровья климата (например переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним областей).

Мигранты, ввиду особенностей их положения на новом месте жительства, являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой – потенциальной важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращается особое внимание на меры социальной поддержки легальных мигрантов.

Социальная работа с мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной миграционной политики, целью которой является эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина.

Современная Государственная миграционная политика реализуется в четырех приоритетных направлениях: первое — привлечение в РФ высококвалифицированных трудовых ресурсов; второе – содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; третье – формирование гармоничной системы расселения на основе миграционной привлекательности регионов страны в зависимости от демографической ситуации, потребности в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития, а также создания благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения; четвертое – эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере миграции в системе борьбы с преступностью и терроризмом на международном и национальном уровнях.

Государственная миграционная политика базируется на следующих принципах: индивидуально-дифференцированного подхода к решению проблем различных категорий мигрантов; обеспечения национальной безопасности и защиты интересов РФ; соответствие миграционной политики тенденциям социально-экономического развития страны; учет интересов коренного населения; открытость и доступность информации о реализации ГМП; обеспечение прав и свобод мигрантов в рамках российского законодательства; преодоление ксенофобии в отношении мигрантов, формирование толерантного отношения к ним; научного обоснования и сопровождения реализации ГМП.

С точки зрения социальной работы мигрант – это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации и интеграции в принимающее общество. Понятие «трудной жизненной ситуации» мигранта включает в себя следующие компоненты: 1) давление внешних обстоятельств, не поддающихся индивидуальному контролю, нарушающих привычный жизненный уклад индивида; 2) множественные потери, ставящие под угрозу социальное и экономическое благополучие индивида; 3) сильные негативные переживания, ухудшающие социальное самочувствие индивида.

Читайте так же:  Как открыть расчетный счет в банке для ооо

Но не все категории мигрантов в равной степени могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны государства. В Российской Федерации к социально поддерживаемым категориям мигрантов относят: студентов – мигрантов; вынужденных переселенцев и беженцев; высококвалифицированных трудовых добровольных мигрантов; легальных мигрантов, относящихся к социально ущемленным слоям населения (многодетные семьи, инвалиды, дети, пожилые люди).

Целями социальной работы с социально одобряемыми категориями мигрантов являются: с одной стороны, повышение социального статуса и улучшение положения мигранта; а с другой – воздействие на среду, в которую они включаются. Результатом должно стать “примирение” с новой социальной средой, интеграция в ней.

Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта. Стратегия мультикультурализма предполагает сохранение в принимающем обществе сообществ мигрантов, живущих в соответствии с культурными нормами общества исхода, но признающих официальные нормы принимающего общества. Обе эти стратегии имеют некоторые недостатки. В первом случае мигранты и принимающее общество могут потерять всякую идентичность, что приведет к формированию симбиозных культур. Во втором случае коренное население может проводить по отношению к мигрантам политику изоляции, при которой мигранты допускаются лишь в ограниченные страты принимающего общества. Для России характерно использование обеих стратегий социальной работы.

Таким образом, социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно сложнее положение нелегальных мигрантов. в их отношении государство придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов из стран СНГ); во-вторых, контроль и выдворение нелегальных мигрантов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[2]

Проблемы социальной работы с семьями беженцев и их детьми

Миграционные процессы происходили всякий раз, сколько проживает человечество. Напряженность, массовость, мотивы миграций зависят от множества оснований: вера, войны, политические репрессии, природные и экологические катаклизмы, финансовая непостоянность.

Специалисты разделяют категории беженцев и перемещенных лиц. Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных событий. И те и другие обязаны в силу определенных серьезных обстоятельств, оставлять свое постоянное местожительство или даже покидать страну. Беженцы это немного другое, нежели мигранты. Их бегство связано с насилием над личностью, нарушением ее прав. В периоды войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, связанные с военными действия, межнациональными распрями, политическими играми.
Согласно американским источникам, в мире насчитывается более 15 млн. беженцев, а совместно с перемещенными лицами, эмигрантами это число доходит до 40 млн. человек. Согласно статистике Россия принимает примерно 8 тысяч беженцев в год [5]. Это не считая событий, произошедших за последний год (военные действия на Юго-Востоке Украины). За 2014-2015 год на территорию России прибыло несколько тысяч беженцев из Украины.

Наиболее интенсивное увеличения числа беженцев приходилось на начало 90-х годов, то есть период развала СССР. Люди, проживавшие в СССР, поневоле стали гражданами других государств, так как республики, входившие в Советский Союз, отделились и стали самостоятельными. И в этих государствах, русскоязычных граждан стали ущемлять в правах, как например, запрет разговаривать на родном, для них, русском языке. Мы это видим на примере Прибалтийских стран, а в последнее время и на Украине. Сокращение русских школ, ограничения в выборе профессий, проблемы с предоставлением гражданства – все это было и есть до сих пор во многих государствах, изъявивших желание быть самостоятельными.
Возникла необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав граждан, а для этого нужно было пересмотреть политику миграции, и в феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Главным условием получения данного статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии является оформление российского гражданства. Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конференция ООН о статусе беженца (1971), Закон «О гражданстве Российской Федерации», также обеспечивает права беженцев [2].

Не сложно понять, что при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная адаптированность человека: из одной, привычной ему, природной и общественной среды он переезжает в другую, негативно разрывая множество естественных связей и искусственно формируя такие связи на новом месте. Попадая в иную социальную среду семьям беженцев необходимо принять новую культуру, которая, не всегда соответствует их традициям, приходится осваивать новые профессии. Эта ситуация позволяет выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться семьям беженцев: материальные; проблемы с трудоустройством; психологические; психические; физические проблемы со здоровьем.

[3]

Решение социальных проблем семей мигрантов осложняется рядом причин:

  • многие, из-за бесконечной боязни бюрократической волокиты, просто не получают статус беженцев, что не дает специальным учреждениям производить четкий учет данных лиц и планировать адаптационную работу с ними;
  • большинство иммигрантов не владеют русским языком; это тоже сильно усугубляет решение многих проблем.
  • отсутствие свободных рабочих мест, надлежащих уровню образования беженцев и вынужденных переселенцев (в основном это среднее образование, недоступность профессиональной подготовки и высочайшей квалификации) затрудняет адаптацию семей беженцев и вынужденных переселенцев в новые социально-экономические условия [4].

Трудности, с которыми приходиться сталкиваться детям беженцев можно связать с такими понятиями, как «травма», «утрата» и «жестокое лишение». Травма становится последствием боязни, связанного с войной, унижением, стихийным бедствием, жестокостью со стороны каких-либо людей. Это может вызывать тяжелый стресс у ребенка. Дети беженцев имели возможность оказаться очевидцами убийств, избиение другого лица, или даже сами могли подвергаться жестокому обращению и насилию. Такие дети нуждаются в психолого-социальной поддержке. Детям также свойственно сравнивать свое положение и положение своих сверстников из более обеспеченных и благополучных семей — их одежда, дом, игрушки, питание.

Читайте так же:  Заявление на выдачу или замену паспорта рф - образец написания

В данной ситуации, наибольшую помощь и поддержку может оказать только его собственная семья, но так как даже взрослые члены семьи сами подвержены стрессу, у, них не всегда получается не только в полной мере выполнять свои родительские обязанности, но даже негативно влиять на формирование личности ребенка.

Исследования психологов показывают, что вышеупомянутые трагические события оставляют в психике ребёнка не заживаемую рану, которая долго остается в его памяти. Все дети, пережившие психический шок, страдают от его последствий. Не считая множества физических и психических расстройств у них наблюдается также нарушение процесса уверенного и свободного поведения в обществе. Тяжесть нарушений связана, как правило, со степенью беспощадности насилия, наличием или же отсутствием телесных повреждений у самого ребёнка. Ужесточение такого или иного риска может вызвать психологический болезни, нарушение адекватного поведения, что зачастую приводит к употреблению алкоголя, наркотиков и другим асоциальным проявлениям, в общей массе сильно обостряющим преступную обстановку в регионе.

Известно, что дети в семьях беженцев и вынужденных переселенцев ощущают недостаток еды, воды, отсутствие медицинского обслуживания, должного образования и крыши над головой. Всё это ведёт, как к физическому ослаблению организма, так и эмоциональному истощению личности. Такие обстоятельства могут подтолкнуть ребёнка на преступление, и даже на самоубийство, если ему не будет оказана своевременная помощь квалифицированных специалистов [2].
Социальная помощь детям беженцев заключается не только в том, чтобы гарантировать им элементарные условия для реализации естественных и необходимых потребностей (питание, жилье, медицинское обслуживание и т.д.), но еще предоставить возможность создавать духовно-культурные (учеба, общение с родителями и сверстниками) и профессиональные потребности [3]. Для развития и самоутверждения детей мигрантов немало можно сделать, привлекая образование и художественное творчество. То есть, значительную поддержку может оказать и оказывает школа. Большое значение должно придаваться школьному воспитанию и образованию детей мигрантов.

Стрессовые ситуации отрицательно воздействуют на состояние здоровья, как взрослых, так и детей. Появляется необходимость создания реабилитационных центров, муниципальных, общественных организаций, которые могут помочь и местному населению, и семьям беженцев.

По национальному стандарту Российской Федерации беженцам оказываются следующие основные виды социальных услуг:

В заключении необходимо отметить что, социальная работа с семьями и детьми беженцев считается важным условием гармоничного существования современного общества. Общие старания управления социальной защиты, действия Федеральной миграционной службы, добросовестность сотрудников детских домов и школ, позволят справиться и с такой минимальной задачей, как организация социальной работы, которая ориентирована на оказание помощи нуждающимся семьям беженцев и их детям. И задачей – максимум: помочь данным семьям восстановить нормальную идентификацию с обществом, оказать на них положительное воздействие.

  1. Агулина С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике // Наука. Инновации. Технологии. – 2010. -№ 6. – С.214-220.
  2. Акмалова А.А., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие. / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М., 2007. – 142 с.
  3. Бурцева И.В. Технологизация профессиональной социальной работы//Наука и современность. – 2012. — № 15-3. – С. 186-190.
  4. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. — М., 2001. – 136 с.
  5. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. – Вып. I. – M., 2001. – С. 25-26.
  6. Поликарпова А.И. Региональные аспекты социально-экономической и психологической поддержки безработных // Проблемы развития полиэтничного региона: социально-политические и психологические контексты. – Ставрополь, 2014. — С. 81-85.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.
Читайте так же:  Виды и особенности оформления вычетов по ндфл

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Помощь беженцам в России в 2019 году

Беженцы, добившись официального статуса в чужой стране, рассчитывают на то, что на новом месте им будет лучше, чем в стране постоянного пребывания. Беженцам предоставляют временное жилье, питание и материальную поддержку. Также помощь беженцам в России оказывают благотворительные организации и неравнодушные граждане. Из данной статьи вы узнаете, на какую помощь в России могут рассчитывать беженцы, какие для них предусмотрены меры социальной и финансовой поддержки, какие условия должны быть соблюдены для получения помощи, куда обратиться за поддержкой, и можно ли иностранцам с данным статусом рассчитывать на трудоустройство.

Помощь беженцам в России – жилье, питание

Не каждый иностранный гражданин, переехавший в Россию из менее благополучной страны, вправе рассчитывать на статус беженца. Сперва необходимо обратиться в отделение ГУВМ МВД или иное учреждение, уполномоченное на прием ходатайств о присвоении статуса беженца, и дождаться предварительного решения о рассмотрении ходатайства.

В том случае, если после тщательной проверки и отправки запросов в компетентные органы сотрудники миграционной службы убедятся в том, что у заявителя имеются основания для бегства из страны постоянного пребывания, он получит свидетельство о приеме ходатайства на рассмотрение по существу. С этого момента иностранец может рассчитывать на меры поддержки, установленные для беженцев.

В первую очередь беженцы обращаются в центр временного размещения беженцев, где им предоставляется право на безвозмездное пользование коммунальными услугами и местом для проживания, а также на бесплатное питание и предметы первой необходимости.

Заказать обратный звонок для консультации

Социальная помощь беженцам в России

На добровольных началах граждане РФ оказываются поддержку беженцам, предоставляя им временное жилье на безвозмездной основе. Поскольку бегство из страны постоянного пребывания сказывается на состоянии и мировоззрении людей, в России им оказывается психологическая помощь. Также беженец вправе претендовать на бесплатное повышение квалификации, чтобы устроиться на работу, на прохождение курсов обучения новой профессии, на устройство детей в детские сады и школы.

Что касается льгот и пособий, беженцы наделены теми же правами, что и граждане страны – они вправе бесплатно обращаться в поликлиники, получать льготы и пособия.

Читайте так же:  Как оформить выплату пенсии на карту сбербанка

Помощь беженцам в России – денежные пособия

Важно! Средства на оказание финансовой поддержки беженцам поступают из бюджета регионов. Причем в отдельных субъектах РФ местные власти позаботились о назначении дополнительных мер помощи с целью привлечения рабочей силы и улучшения демографического положения.

Беженцы могут обратиться за небольшой финансовой поддержкой сразу же после пересечения границы России. Выплат предусмотрено несколько:

  1. Помощь в размере 100 рублей в день на каждого заявителя назначается сразу после оформления ходатайства о присвоении статуса беженца.
  2. Пособие 150 рублей в день на каждого иностранного гражданина выплачивается после подачи ходатайства о присвоении статуса беженства членам семей, где имеются пожилые люди, инвалиды и дети младше 18 лет.
  3. Разовая финансовая помощь в размере одного регионального МРОТ оказывается сразу после одобрения просьбы о присвоении статуса беженца.
  4. Дополнительное пособие в сумме одного регионального МРОТ будет предоставлено тем, кто согласится после присвоения статуса беженца проживать в сельской местности, а не в большом городе.
  5. Пособие в сумме 800 рублей назначается в случае постановки на учет в Центре занятости населения – 250 рублей выплачивается на руки для приобретения продуктов питания, а еще 550 рублей идет на оплату жилплощади.

Какие условия необходимо соблюдать, чтобы была оказана помощь беженцам в России

Важно! Нельзя претендовать ни на какую помощь, пока не будет оформлено свидетельство о приеме ходатайства на статус беженца. Именно свидетельство является основанием для получения поддержки, жилья и выплат.

При желании обратиться за какой-либо помощью, необходимо, помимо свидетельства о приеме ходатайства на рассмотрение по существу, понадобятся:

  • заявление о назначении выплаты;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельство о рождении (на детей младше 14 лет);
  • пенсионное свидетельство (для пожилых людей).

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-94

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 350-31-76

Куда обращаться, чтобы получить помощь беженцам в России

Если беженцу необходимо обратиться за государственной или региональной помощью, подавать заявление нужно в районное отделение ГУВМ МВД. Если такового нет в населенном пункте, разрешается получить консультацию в администрации поселения.

На некоторую помощь можно рассчитывать, обратившись также в благотворительные организации, общественные предприятия:

Организация Какую помощь оказывает
Благотворительный фонд “Землячество Донбасса” Бесплатная помощь психолога. Занимается сбором денег от населения на оказание помощи беженцам из Украины.
Горячая линия “Помощь беженцам РФ” Любой беженец может бесплатно позвонить, разъяснить ситуацию и попросить о необходимой ему в данный момент помощи (8-800-775-18-16).
Региональное отделение Красного Креста в РФ Помощь психолога, консультация юриста, адресная помощь продуктами, предметами одежды и обуви, деньгами.
Православная общественная организация “Милосердие” Помощь может быть оказана беженцам, вынужденным переселенцам и другим людям, попавшим в затруднительное положение.

Экспертное мнение к вопросу о том, могут ли беженцы устроиться на работу в России

Поскольку беженец является иностранным гражданином (к слову, беженцы вправе оформить гражданство РФ в упрощенном порядке), трудоустройство должно происходить согласно предписаниям закона о приеме на работу иностранных граждан. Тем не менее, каких-либо ограничений в отношении поиска работы и заключения трудовых договоров с российскими работодателями для беженцев не установлено. Единственное, эксперты по миграционным вопросам напоминают о том, что переселенцы из-за границы не могут претендовать на то, чтобы занимать государственные и муниципальные должности.

Еще одним послаблением является отсутствие требования по оформлению разрешения на работу – беженцам достаточно предъявить свидетельство о приеме на рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца.

Законодательные акты по теме

ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 О беженцах
Женевская конвенция от 28.07.1951, Нью-Йоркский Протокол от 31.01.1967 О статусе беженцев
Постановление Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 Форма удостоверения беженца

Типичные ошибки

Ошибка: Беженцы не обращались за пособиями и помощью, поскольку в сельской местности, куда они переехали, не оказалось отделения ГУВМ МВД.

Комментарий: При отсутствии отделения ГУВМ МВД беженцы могут обращаться в администрацию муниципального образования.

Ошибка: Иностранные граждане, не подавшие ходатайства о признании их беженцами, претендуют на вселение в Центр временного размещения переселенцев.

Комментарий: Основанием для получения жилья, питания и предметов первой необходимости в центре временного размещения беженцев является выданное свидетельство о приеме к рассмотрению ходатайства о признании иностранца беженцем.

Ответы на распространенные вопросы о том, какая оказывается помощь беженцам в России

Вопрос №1: Может ли беженец обратиться за региональным пособием на ребенка в России?

Ответ: Да, беженцы, как и россияне, пользуются правом на социальную поддержку.

Вопрос №2: Может ли беженец встать в очередь на выделение муниципального жилья по договору социального найма?

Ответ: Нет, данная привилегия доступна только вынужденным переселенцам, то есть гражданам РФ.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-94

Видео (кликните для воспроизведения).

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 350-31-76

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.

  3. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
Социально-правовая поддержка детей-беженцев в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here