Приватизация государственного и муниципального имущества в москве

Предлагаем статью на тему: "Приватизация государственного и муниципального имущества в москве" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Приватизация государственного и муниципального имущества в Москве

Если лицо занимает жилое помещение в доме муниципального или государственного жилищного фонда, то, согласно Закона № 1541-1 от 04 июля 1991 г. (ст. ст. 1 и 2), оно имеет право получить занимаемое жилье в собственность на бесплатной основе.

Стоит отметить, что процедура приватизации государственного и муниципального имущества в зависимости от его расположения в том или иной субъекте может отличаться. Рассмотрим порядок действий по приватизации государственной или муниципальной квартиры в Москве.

Приватизация квартир несовершеннолетними

При этом все несовершеннолетние дети, имеющие право проживания и проживающие вместе со взрослыми, получающими жилое помещение муниципальной или государственной собственности в личную собственность, включаются в договор передачи жилого помещения в общую собственность. Если несовершеннолетние, имеющие право пользования данным муниципальным или государственным жилым помещением, проживают отдельно от старших, они, тем не менее, так же включаются в договор передачи, согласно ст. 7 Закона № 1541-1.

Если жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, занимается несовершеннолетними более старшего возраста, от 14 до 18 лет, то помещение может быть передано в собственность несовершеннолетних по их собственному заявлению и с согласия родителей или законных представителей, а также органа опеки (см. ст. 2 Закона № 1541-1).

Какие документы нужны для приватизации квартиры

Необходимый набор документов, требующийся для оформления приватизации государственного и муниципального имущества в Москве, в данном случае квартиры, перечислен в Административном регламенте (п. 2.5.1.1) и в Приложении № 5 к Постановлению Правительства г. Москвы № 521-ПП от 10.09.2014 г..

Этот перечень в себя включает следующие документы:

Заявление на приватизацию квартиры

Приватизация помещения – это государственная услуга. Соответственно, подать заявление на предоставление этой услуги по приватизации можно в любом МФЦ г. Москвы или воспользовавшись возможностью подачи заявления и документов в электронной форме через интернет, согласно Административного регламента (п. 2.3.1).

Если заявление подается через интернет, оно подается путем заполнения интерактивной формы запроса. Личность заявителя подтверждается указанием реквизитов паспорта. Требуемые документы прилагаются к заявлению в виде электронных документов (скан-копий).

Документы и запрос необходимо подавать лично, представитель при такой подаче документов не предусматривается (см. Административный регламент, п. 2.4.4, 2.5.5, 2.5.6).

Согласно п. 1.3 Административного регламента, подача заявления на приватизацию в электронной форме доступна только для заявителей, занимающих приватизируемое помещение в одиночку, или семейных заявителей, если в составе семьи у них нет сирот и недееспособных совершеннолетних граждан, а члены семьи все совершеннолетние и проживают в Москве на законных основаниях как минимум с 21 июля 1991 года, либо с самого рождения.

Договор передачи жилого помещения в собственность

Согласно Закона № 1541-1 (ст.8) и Административного регламента (п. 2.7.1), срок, выделяемый для заключения договора передачи жилого помещения в собственность, составляет не более 2 месяцев, или 46 рабочих дней.

Договор передачи подписывается в присутствии всех включенных в договор лиц, если им уже исполнилось 14 лет. С ними или вместо них при подписании договора должны присутствовать их законные представители и совершеннолетние граждане, имеющие право на приватизацию, но отказавшиеся от этого права на добровольной основе. Если данные отказавшиеся лица не присутствуют на подписании, должно быть представлено нотариально заверенное согласие от их имени на приватизацию (см. Административный регламент, п. 3.5.4.1.1).

При подаче заявки на приватизацию через интернет, при подписании договора передачи квартиры вы должны представить сотруднику МФЦ договор социального найма, ордер или выписку из распоряжения органа местной администрации и письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ от приватизации). Последние документы должны быть или нотариально подтверждены, или подписываться непосредственно при сотруднике МФЦ, согласно п. 2.5.7 Административного регламента.

Получение выписки из ЕГРН и договор передачи квартиры в собственность

Согласно п. 2.11.1.1 Административного регламента и ч. 1 ст. 28 Закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г., договор передачи получается в МФЦ, на нем должна быть отметка о государственной регистрации перехода права собственности. Так же получается и выписка из Единого государственного реестра недвижимости.

Регистрация права собственности оплачивается государственной пошлиной в размере 2 000 руб., согласно Административного регламента (п. 2.12), НК РФ (пп. 22 п. 1 ст. 333.33) и Федерального Закона № 218-ФЗ (ст. 17).При этом квартира, полученная жильцами в долевую собственность, оплачивается каждым собственником госпошлиной в том же размере, умноженном на размер доли в праве собственности на жилое помещение, согласно НК РФ (п. 2 ст. 333.18) и Письма ФНП № 3329/03-16-3 от 19 сентября 2016 г. После регистрации права собственности собственники жилого помещения приобретают обязанность платить налог на имущество физических лиц, согласно НК РФ (ст. ст. 400 и 401).

Приватизация государственного имущества

Цель приватизации – продажа актива

  • профильному инвестору;
  • за максимальную цену

Общая сумма сделок в интересах государства – 74,4 млрд рублей

Общая сумма сделок — 23,2 млрд рублей

Ежегодно РАД обеспечивает до 85% доходов государственной казны в сегменте малой и средней приватизации.

По поручению Правительства РФ РАД проводит аукционы в рамках федеральной приватизации с 2013 года.

Сделки по продаже пакетов акций отечественных предприятий в рамках приватизации требуют значительной подготовительной работы. Помимо необходимости обеспечить конкурентные торги с несколькими участниками, что достигается только широкой рекламой и адресной работой с потенциальными инвесторами, перед РАДом всегда стоит задача привлечь на торги профильных инвесторов, которые обеспечат сохранение и развитие действующего бизнеса.

Выполнение этой задачи требует глубокого погружения в проблематику конкретного рынка, к которому относится выставленное на продажу предприятие, и знания доскональной информации о текущем состоянии его активов.

Читайте так же:  Как правильно выписать ребенка из квартиры

По сути, РАД выполняет Due Diligence для каждого выставленного на аукцион пакета акций.

РАД нашел инвесторов и реализовал пакеты акций 169 отечественных компаний.
Кроме того, в интересах государства РАД продает недвижимость и движимые активы.

Примеры сделок:

Воздушный транспорт
  • 100% пакет акций ОАО «Материально-технического снабжения гражданской авиации «Авиатехснаб». Цена продажи – 986 млн рублей.
  • 25,5% акций ОАО «Аэропорт Анапа» было реализовано с двукратным превышением начальной цены, за 153,6 млн рублей. В торгах участвовало 4 претендента.
Водный транспорт
  • 100% пакет акций ОАО «Мурманский морской рыбный порт» был продан за 1 млрд рублей, при начальной цене 711,8 млн рублей.
  • 25,5% акций ОАО «Мурманское морское пароходство». Цена продажи – 660 млн рублей.
  • 5,5% акций ОАО «Иртышское пароходство» продано с превышением начальной цены на 30%, за 130 млн рублей.
  • 25,5% ОАО «Сахалинское морское пароходство». Цена продажи – 405,7 млн рублей.
  • 20% акций ОАО «Северное морское пароходство». Цена продажи – 168,4 млн рублей.
Издательско-полиграфические предприятия
  • 100% пакет акций АО «Московская типография №2» продано за 1,1 млрд рублей, при цене отсечения 767 млн рублей.
  • 100% пакет акций АО «Распорядительная дирекция по печати». Цена продажи –741,5 млн рублей.
Дорожно-эксплуатационные предприятия
  • 100% пакет акций ОАО «Свердловскавтодор». Цена продажи – 800,5 млн рублей.
  • 25% акций ОАО «Центродорстрой» реализовано с превышением начальной цены на 15%, за 429 млн рублей.
  • 100% пакет акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 14». Цена продажи – 188,5 млн рублей.
Научные-исследовательские и проектные институты
  • 100% пакет акций ОАО «Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля «Инверсия» продан с превышением начальной цены на 45%, за 172 млн рублей.
  • 100% пакет акций АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота». Цена продажи – 204,1 млн рублей.
  • 25,48% акций ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» продано с полуторакратным превышением начальной цены, 266 млн рублей.
Сельскохозяйственные предприятия:
  • 100% пакет акций АО «Уфимский конный завод №119» продан с превышением начальной цены на 70%, за 50,7 млн рублей.
  • 25,5% ОАО «Пугачевский элеватор». Цена продажи – 50 млн рублей
  • 94,13% акций ОАО «Птицефабрика Челябинская» продано с превышением начальной цены на 15%, за 1,4 млрд рублей.

Общая сумма сделок – 49,0 млрд рублей

РАД – ОПЕРАТОР ЭТП для торгов по приватизации

На ЭТП РАД успешно реализуется имущество Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тюменской, Нижегородской, Тульской, Волгоградской, Брянской, Воронежской, Кемеровской, Челябинской, Амурской, Владимирской, Мурманской, Томской, Ярославской, Смоленской, Новосибирской, Ульяновской, Рязанской, Орловской, Вологодской, Курганской, Пензенской, Кировской, Липецкой, Магаданской, Омской, Саратовской, Иркутской, Ростовской, Сахалинской, Новгородской, Белгородской, Калининградской, Тверской и Свердловской областей, а также Пермского, Камчатского, Алтайского, Краснодарского, Приморского, Ставропольского и Хабаровского краев, ХМАО-Югры, и Республик: Удмуртской, Чувашии, Башкирии, Хакасии, Марий Эл, Карелии, Якутии, Бурятии, Алтая и Северной Осетии.

РАД – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОДАВЕЦ имущества в рамках приватизации

В качестве организатора торгов с полным сопровождением приватизационных сделок РАД продает имущество Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, ХМАО – Югры, Нижнего Новгорода, Ярославля

1.06.2019 подписан закон №45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества № 178-ФЗ».

Согласно внесенным изменениям

Всё государственное и муниципальное имущество продается на электронных торгах

ЭТП РАД – ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

Для проведения торгов используются площадки, аккредитованные для работы в рамках госзакупок по 44-ФЗ

РАД – ОПЕРАТОР ЭТП по продаже госимущества

Распоряжение Правительства РФ № 2488-р от 04.12.2015

Для эффективной приватизации рекомендуется привлекать профессиональных продавцов федерального имущества из Распоряжения Правительства РФ № 1874-р от 25.10.2010

РАД – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОДАВЕЦ имущества в рамках приватизации

Распоряжение Правительства РФ № 1874-р от 25.10.2010

РАД – единственная компания, входящая и в перечень операторов ЭТП по продаже госимущества и в список профессиональных продавцов имущества в рамках приватизации.

Таким образом, РАД может оказывать российским регионам услуги по сопровождению сделок и подготовке имущества к торгам, а также по организации аукционов на своей электронной площадке ЭТП РАД.

В качестве ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОДАВЦА РАД предлагает полный перечень позиций, необходимых для эффективной продажи имущества: анализ имеющейся документации, маркетинговое сопровождение продаж, широкое рекламное освещение предстоящих аукционов, публикации в федеральных и региональных СМИ, презентации на профильных выставках и конференциях, адресный поиск потенциальных покупателей, организацию и проведение торгов.

Привлечение РАД в качестве профессионального продавца госимущества гарантирует:

исполнение программы приватизации

высокие доходы бюджета от приватизации (63% процедур идут с превышением цены)

отсутствие рисков (оспаривания сделок, обвинений в коррупции)

УСЛУГИ профессионального продавца БЕСПЛАТНЫ для субъекта РФ их оплачивает ПОКУПАТЕЛЬ ИМУЩЕСТВА сверх цены имущества

Примеры сделок

В интересах Москвы

Общая сумма сделок по продаже госимущества — 20,7 млрд рублей

100% пакет акций ОАО «Гостиница «Националь». Цена продажи – 4,6 млрд рублей

9,64% акций ОАО «Центр международной торговли».

Цена продажи – 1,4 млрд рублей

Гостиница «Ленинградская». Цена продажи – 1 млрд рублей

В интересах Московской области

Общая сумма сделок по продаже госимущества – 3,8 млрд. рублей

Здание-памятник «Дом виноторговца Леве» в Москве. Цена продажи – 429,1 млн рублей

12,665% акций ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Цена продажи – 1 млрд рублей

[2]

Земельные участки в аренду под АЗС, АГЗС, магазины, кафе, ИЖС, сельхозпредприятия. Общее количество – более 300. Общая сумма сделок – более 296 млн рублей. Среднее превышение – 1,5%

В интересах ХМАО – Югры

Общая сумма сделок по продаже госимущества — более 21,3 млрд рублей

100% пакет акций АО «Государственная страховая компания «Югория». Цена продажи – 2,9 млрд рублей

Читайте так же:  Как открыть расчетный счет в банке для ооо

Реализация бывшего имущества Фонда поколений ХМАО – Югры в Петербурге.

В рамках проекта реализовано 10 объектов недвижимости в Петербурге на общую сумму более 769,3 млн рублей. Среднее превышение на торгах составило 30%.

В интересах Санкт-Петербурга

Общая сумма сделок по продаже госимущества – 1,91 млрд. рублей

Всего в рамках приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга РАД реализовал 343 объекта на сумму 1,91 млрд рублей.

По поручению Правительства Санкт-Петербурга продано 13 помещений в Гостином Дворе города Пушкина, общей площадью

10 тыс. кв. м. Цена продажи – 246 млн рублей

В интересах Нижнего Новгорода

Коммерческое помещение, площадью 494,9 кв.м, в центре Нижнего Новгорода. Цена продажи – 17 млн рублей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помещение, площадью 52 кв.м, на ул. Щербакова в Нижнем Новгороде, продано с двукратным превышением начальной цены. Цена продажи – 2,1 млн рублей.

Продажа высвобождаемого движимого имущества Министерства обороны осуществляется в рамках приватизационного законодательства

Проведено более 700 публичных торгов

Общая сумма сделок – 2,5 млрд. рублей

Среднее превышение по торгам – 1,6

В рамках сотрудничества с Министерством обороны РАД выполнял полный цикл работ по подготовке и проведению торгов.

Большая часть активов – это железный лом, а также списанное военное обмундирование, легковой и грузовой автотранспорт, предметы армейского быта.

Примеры продаж

2500 пар кирзовых сапог старого образца были проданы с 19-кратным превышением начальной цены. Цена продажи – 803 117 рублей, начальная цена – 40 417 рублей

Единым лотов более 2 400 тонн металлолома. Цена продажи – 792,1 млн рублей.

РАД обеспечивает для государства сделки под ключ

РАД первым в РФ приступил к продаже государственного имущества на электронных торгах — «электронная приватизация».

С 2011 по 2014 год на ЭТП РАД Lot-online проходили торги по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга. Торги проходили в рамках региональных нормативных актов.

Полученный положительный опыт лег в основу формирования всероссийской практики продажи государственного имущества на электронных торгах.

Всего в рамках проекта «Электронная приватизация государственного имущества Санкт-Петербурга» на ЭТП РАД было реализовано 343 объекта на сумму 1,91 млрд рублей.

Средний коэффициент превышения – 1,4

В настоящее время ЭТП РАД Lot-online является одним из лидеров электронной приватизации в РФ.

© 2009 — 2019 АО «Российский аукционный дом» универсальная торговая площадка.

«8-800-777-57-57 Обратная связь. Все права защищены.».

О приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация муниципального имущества возможна по одной из трех законодательно утвержденных схем. Термин «приватизация» известен уже давно, так принято называть процесс передачи из государственной собственности частому владельцу. Данный процесс получил популярность еще в перестройку, продолжается он сейчас.

Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры

Понятие приватизация допускается рассматривать в двух смыслах. Так принято называть процесс, когда производится безвозмездное отчуждение имущества гражданину или семье. Если разбираться шире, то закон о приватизации государственного и муниципального имущества дает возможность приватизировать не только квартиру, так любой гражданин, а также коммерческая организация сможет получить нежилое помещение или даже объект культуры, исключая то, которое по закону, может находиться исключительно в ведении государства.

Приватизировать государственное муниципальное имущество можно по одной из следующих схем:

  1. Получение жилья всегда является бесплатным, оно может быть выполнено только гражданами, которые проживают в нем. Не является приватизаций передача имущества, которое принадлежит городу, но продается по рыночной цене.
  2. Приватизация муниципального имущества, если им выступает земля, может быть платной, но возможна полностью бесплатная передача для граждан, у которых ранее был участок, который они унаследовали или получили в бессрочное владение.
  3. Оформление передачи предприятия или прочего имущества, которая осуществляется абсолютно безвозмездно, в этом случае получателем часто выступает не только определенный человек, но и крупная организация.

Приватизация муниципального жилья

Муниципальная квартира, документы на которую уже собраны, должна передается в соответствии с местными правовыми актами. Их содержание во всех регионах почти одинаковое.

Если лица, которым передается имущество, полностью исполняют условия договора продажи, с ними подписывают акт передачи. Когда недвижимость переходит в собственность новых владельцев, они получают право распоряжаться ей.

Нельзя будет получить в собственность недвижимость, которое:

  1. Располагается в военном городке.
  2. Находится в аварийном доме.
  3. Является частью дома-интерната.

Основная особенность приватизации – добровольность и одноразовость. Никто не может заставить лицо взяться за данный процесс. Это обязательно для местных или государственных органов, которые иногда стремятся навязать свою позицию жильцу.

Решение и способы приватизации государственного и муниципального имущества подбираются всеми людьми, которые прописаны на определенной жилплощади. Процесс достаточно осуществить однажды. Данный принцип является чрезвычайно важным, но его зачастую обходят. Он распространяется только на лиц, являющихся совершеннолетними на период оформления документов. Лица, которые им наследуют, будут иметь полное право продажи. Не каждый стремится получить недвижимость в свою собственность. Часто причинами этого является нежелание заниматься сбором документов, требующихся для переоформления жилья, уточнять порядок и способы.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Основное ее преимущество заключается в том, что жилец становится полным ценником и получает право распоряжения квадратными метрами по своему желанию. Их можно будет завещать, подарить или продать, сделать любую другую имущественную операцию.

Неприватизированную площадь не получится сделать залогом, а ее продажа будет сопровождаться рядом трудностей. Сдать подобную недвижимость в аренду также бывает проблематично.

Из неприватизированной жилплощади не получится выписать жильца, не возместив расходов. Это актуально и в случаях, когда их долги за предоставленные услуги довольно велики. Если сносят ветхий дом, а имущество не находилась в собственности граждан, будет предоставлена другая жилплощадь.

Читайте так же:  Документы и госпошлина на брак при подаче заявления в загс!

В общежитиях более выгодно оставаться нанимателем. Квартиру данного типа бывает сложно продать, но возможно со временем наступит расселение, которого все ожидает. После приватизации стоимость квартплаты немного повысится. Если жилье пострадает и виной этому будет собственник, государство не предоставит ему аналогичное.

Порядок приватизации муниципального имущества

Может быть выполнена безвозмездная приватизация муниципального предприятия или городской квартиры, приходиться члену семьи полагается по 21 квадратному метру личной площади, еще предоставляется дополнительных 10 квадратов. За какие-либо излишки площади предполагается доплата в виде денег или чеков, при этом устанавливается базовая стоимость на один квадратный метр. Для новорожденных также предусматривается норма площади, передаваемая безвозмездно.

Вне зависимости от суммарной площади, можно осуществить приватизацию:

  1. Однокомнатной квартиры.
  2. Жилплощади, которая была получена при сносе или процессе выселения из дома, который ранее принадлежал гражданам, выступая личной собственностью.
  3. Если владельцы имеют определенные льготы.
  4. Квартиры военнослужащих, к которым льгота была установлена соответствующим законом.

Также будет необходима ее проверка с юридической чистоты. Важно, чтобы этим занимался опытный специалист, способный разобраться со всеми сложностями и особенностями. Он даст советы, касающиеся особенностей, и поможет обойти все подводные камни.

Условия приватизации муниципального имущества

Для всех порядок приватизации муниципального имущества одинаков и подразумевает обязательную явку в ЖЭК всех совершеннолетних членов семьи, подписание ими заявления установленной формы. Осуществлять этот процесс следует на каждого совершеннолетнего человека, если хоть один из них выступает противником этого, в приватизации будет отказано всем.

Если имеются несовершеннолетние, нужно представить их документы, заполнить бланк на приватизацию муниципального имущества, прописывают данные на всех прописанных пользователей, также новорожденных или временно отсутствующих лиц, все же сохраняющих права на жилье.

Также следует оставить информацию, которая необходима для выполнения приватизации: площадь муниципального имущества, номер счета. Мастером или соответствующей технической службой выдают оформленный техпаспорт.

Необходимо обратиться в отдел, занимающийся приватизацией, узнать все положения и правила. Такой отдел обязательно присутствует в любой местной администрации. Рассмотрим, какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры:

  1. Паспорта, а также бумаги, служащие удостоверением личности.
  2. ИНН.
  3. Заявление установленной формы.
  4. Справка, взятая в ЖЭКе.
  5. Техпаспорт на жилье.
  6. Справки, подтверждающие наличие льгот у членов семьи.

Если кто-то был прописан в квартире, нужно будет собирать справки с прежних мест жительства, чтобы установить периоды прописки и уточнить, принимал ли человек участие в процессе приватизации ранее. Далее план предусматривает оплату установленных квитанций, если это требуется. Свидетельство, подтверждающее собственность, выдается спустя месяц после регистрации поданного заявления, это устанавливает закон.

Приватизация муниципального предприятия

Сейчас условия приватизации муниципального имущества довольно просты. Весь состав имущества, подлежащего этому процессу, указывается в передаточном акте. В его основе лежат данные документов, среди которых аудиторское заключение, данные о земельных участках, а также праве на них.

Также прописываются все сооружения или здания, оборудование, передаваемый инвентарь, сырье, готовая продукция, размер долга, если он имеется. В акте также прописывают данные о земле, относящейся к общему имущественному комплексу, передающемуся для приватизации.

Акт включает расчеты, касающиеся балансовой цене активов, в нем указывается размер уставного капитала, создаваемого благодаря преобразованию предприятия. Баланс рассчитывается в соответствии с ценностью активов, во внимание берутся данные действительных бухгалтерских расчетов, которые подготавливаются с учетом выполненных ранее инвентаризаций. Цена земельного участка равняется кадастровой стоимости, если общество создают при преобразовании предприятия. В прочих случаях цену земельного участка приравнивают к рыночной.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово-бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д. Означает ли это, что законодательство о приватизации можно выделить в какую-то особенную категорию?

Очевидно, что в данном случае можно говорить только о комплексном характере законодательства о приватизации, содержащего нормы гражданского, административного, финансового, земельного и иных отраслей права. Каждое из правоотношений, возникающих при приватизации государственного имущества, можно отнести к той или иной отрасли права, но даже все вместе они не составят что-либо целостное и системное.

Далее хотелось бы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми законами как изменяются основные понятия и категории приватизации государственного и муниципального имущества.

Под субъектами приватизации понимаются участники, между которыми возникают определенные общественные отношения. В юридической литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений» 2 . В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны — собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, т.е. продавцы имущества, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектов

РФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст.8 Конституции РФ).

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.

Читайте так же:  Пособие, назначаемое кормящим матерям

В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.

Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.

Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество. При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон о приватизации 2001 г. вводит понятие «стратегические предприятия и акционерные общества». К таковым относятся федеральные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежит РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытого акционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимися субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.

Существует имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Например, приватизации не подлежит имущество организаций федеральной почтовой связи. Иногда определенное имущество приватизируется в особом порядке, например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемые на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств.

Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие — прогнозный план (программа) приватизации. По своей юридической природе прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это — акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации.

Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:

  • · продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • · продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • · продажа имущества посредством публичного предложения
  • · продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.

В ныне девствующем Законе о приватизации 2001 г. законодатель не только отказался определять конкурсные условия как «социальные», но и соответствующим образом «откорректировал» их содержание. В Законе уже не говорится о создании дополнительных рабочих мест, о сохранении существующей системы охраны труда, о мероприятиях по охране окружающей среды и здоровья граждан. В качестве относительно позитивной новации следует отметить условие проведения реставрационных, ремонтных и иных работ отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в случаях приватизации таковых.

Как уже было отмечено, федеральные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план (программу приватизации) на основании федерального закона и что приватизация производится только способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г. Полномочия дополнять способы приватизации в угоду чиновникам от железнодорожного транспорта не предоставлялись.

Однако Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусматривает, по существу, новый способ приватизации — изъятие имущества у действующих унитарных предприятий и передачу его на основе сводного передаточного акта созданному ОАО «Российские железные дороги». Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал акционерного общества, в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО на основе сводного передаточного акта, путем уступки требований и перевода долгов.

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

В экономическом смысле под приватизацией понимается преобразование отношений собственности путем передачи или продаж на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам».

Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере — Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.

[1]

В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.

Читайте так же:  Долги за кредиты - можно ли договориться с банком

Данное определение содержало в себе ряд недостатков, в том числе:

  • · неоправданное ограничение круга лиц, являвшихся приобретателями государственного имущества — не указаны, например, производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР;
  • · использование неюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.);
  • · отсутствие указания на возмездность отношений, связанных с приватизацией государственного имущества — допускалась безвозмездная передача части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.

Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.

Приватизация инициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом государственному органу. В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной. Государство, таким образом, гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность

В Гражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Модификация законодательства.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» 1 существенно изменил понятие приватизации. Приватизация — это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного определения следует, что:

  • · приватизация носит возмездный характер;
  • · приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Ныне действующий Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц.

Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации.

Я хотела бы отметить, что Закон говорит о передаче государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не в частную собственность). Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимо государственной, муниципальной и частной собственности, допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе.

Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

  • · государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • · государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Приватизация государственного и муниципального имущества в москве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here