Порядок возврата ошибочно уплаченного налога

Предлагаем статью на тему: "Порядок возврата ошибочно уплаченного налога" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Как вернуть переплату налога, если прошло больше трех лет (Кузьменко С.)

Дата размещения статьи: 09.06.2015

С ситуацией, когда необходимо вернуть излишне уплаченный налог, может столкнуться любой индивидуальный предприниматель. Переплата возникает не только вследствие ошибки, допущенной самим налогоплательщиком при формировании налоговой базы. Нередко причиной становятся действия налоговых органов, которые взыскивают с ИП в рамках проводимых контрольных мероприятий излишнюю сумму. Рассмотрим, как порядок действий предпринимателя по возврату налога зависит от причины возникновения переплаты, а также можно ли вернуть налог по истечении трехлетнего периода.

Алгоритм, прописанный в НК РФ

Чтобы разобраться в алгоритме действий с выявленной переплатой налога, необходимо обратиться к ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Эти нормы регламентируют порядок возврата и зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Вариант 1. Предприниматель сам переплатил налог

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ устанавливают возможные решения в отношении излишне уплаченного налога в случаях, когда налогоплательщик допустил переплату по своей вине.

Фрагмент документа. Пункт 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ (извлечение)
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей .

По общим правилам предприниматель, допустивший переплату, вправе самостоятельно выбрать между зачетом излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей и их возвратом. При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.
Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Вариант 2. Налоговый орган взыскал с ИП больше положенного

Статья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.
В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом. При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).
При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.
Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке. Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами. Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.

Судебная практика. Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

События, после которых о переплате известно

На законодательном уровне невозможно закрепить исчерпывающий перечень фактов, которые могут считаться моментом, когда налогоплательщик должен был узнать об излишней уплате налога. В связи с этим вопрос определения данного момента решается в судебном порядке в каждом случае индивидуально с учетом оценки причины, по которой была допущена переплата, изменения налогового законодательства в данный период времени и пр. При этом бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Судебная практика. В Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, необходимо установить:
— причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;
— наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
— изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
— другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2012 по делу N А12-1283/2012).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказывать в суде эти обстоятельства будет именно налогоплательщик, а не инспекция (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010).

Исходя из анализа арбитражной практики можно выделить факты, которые наиболее часто становятся предметом рассмотрения арбитрами в качестве событий, после которых налогоплательщику должно было стать известно о наличии переплаты или после которых он не мог достоверно узнать об этом.

Факт, свидетельствующий о том, что предприниматель знал о переплате

Предприниматель должен был узнать о переплате из акта налогового органа, составленного по итогам налоговой проверки. Правом на обращение в суд предприниматель может воспользоваться в течение трехлетнего срока с момента вынесения решения контролеров, а не с момента окончания проверяемого периода.

Судебная практика. Об излишней уплате ЕНВД налогоплательщик узнал только из акта выездной налоговой проверки и ранее указанной даты не мог узнать о наличии у него этой переплаты, так как осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у налогоплательщика возникло после составления инспекцией акта выездной налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10 по делу N А09-9907/08-30).

Читайте так же:  Понятие аннуитетного платежа его преимущества и недостатки

Факт, не подтверждающий знание о переплате

Подача предпринимателем первоначальной налоговой декларации не является моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Неуважительные причины пропуска исковой давности

Анализ судебной практики позволяет выявить причины пропуска исковой давности, которые налогоплательщики приводят в свое оправдание, но не признаются арбитрами уважительными:
— некомпетентность сотрудников, ответственных за формирование отчетности (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32);
— налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте переплаты, хотя обязан это делать в силу п. 3 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010);
— налоговый орган не предоставил официальный ответ в десятидневный срок, ведь подать документы в суд можно, только получив отказ налогового органа вернуть переплату (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

[3]

Что делать, если три года истекли

Обратиться в суд

Исходя из вышеизложенного предпринимателю, решившему вернуть излишне уплаченный налог, обнаруженный по истечении трех лет с момента его уплаты, нужно соблюдать следующий алгоритм действий:
Шаг 1. Собрать доказательства, подтверждающие дату обнаружения им переплаты.
Шаг 2. Подать в налоговый орган мотивированное заявление о возврате или зачете переплаченной суммы налога.
Шаг 3. Подать исковое заявление в суд в течение трех месяцев:
— после получения отказа налоговиков вернуть или зачесть переплату;
— с момента окончания 10-дневного срока со дня подачи соответствующего заявления при отсутствии официального отказа вернуть или зачесть переплаченную сумму налога.
Алгоритм действий налогоплательщика при возврате излишне удержанных налоговиками сумм является аналогичным порядку действий, применяемому при самостоятельной переплате.

Списать сумму долга

Если предприниматель, имеющий устаревшую переплату, примет решение не затевать судебный спор с налоговиками по поводу ее возврата либо в отношении данной переплаты вступит в законную силу судебное решение об отказе в восстановлении срока давности для ее возврата, налогоплательщик вправе списать сумму излишне уплаченного налога. Списание возможно только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе отмененных налогов.
При отсутствии такого обращения налоговики не вправе самостоятельно осуществить списание переплаты даже в отношении предпринимателей, своевременно представляющих в налоговый орган отчетность (Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/[email protected]).

Порядок возврата ошибочно уплаченного налога

Порядок уплаты налогов для физлиц и организаций несколько отличается. Граждане получают уведомления об уплате с указанной в них суммой, за них это может сделать работодатель и только в редких ситуациях – продажа имущества, выполнение разовых работ – они лично декларируют прибыль.

Юрлица же весь процесс контролирую самостоятельно, исчисляя размер платежей и сдавая отчетность. А потому в обоих случаях возможно возникновение переплаты по обязательствам перед бюджетом. Тогда может потребоваться возврат излишне уплаченного налога.

Принципы возникновения переплаты

Практически все трудоспособные жители страны, а тем более организации и предприниматели являются налогоплательщиками. Ими уплачиваются:

[2]

  • НДФЛ с заработных плат, разовых услуг или выполненных работ;
  • налог с продажи имущества – квартиры, авто, дома;
  • налог на прибыль;
  • НДС и так далее.

Как правило, подоходный налог удерживается агентом-работодателем, остальные подлежат собственноручному декларированию. В некоторых случаях возможно возникновения переплаты:

  • оформление вычета – возврат излишне уплаченного налога физическим лицом;
  • смена статуса плательщика;
  • ошибка и прочее.

Такой плательщик может вернуть ошибочно внесенную сумму денег или требовать ее зачисления в качестве следующих налоговых платежей. Процедура имеет свои особенности:

  • Смена статуса плательщика. Этот пункт касается иностранных работников, которые, пробыв подряд 183 дня в течение года на территории РФ, становятся резидентами. При определении НДФЛ для резидента используется ставка 13%. С момента возникновения резидентности налоговый агент (бухгалтер предприятия) обязан сделать перерасчет по 13-процентной ставке. Если же до конца периода вся сумма переплаты сотруднику не была возвращена, он должен обратиться в ФНС по месту регистрации и подать заявление на возврат переплаты по налогу (образец выдаст ФНС), декларацию и справку о заработной плате (2-НДФЛ).
  • Если сотрудник предприятия увольняется, также производится перерасчет подоходного налога. При обнаружении переплаты сотрудник подается заявление, а перечисление средств производит работодатель.
  • Возврат переплаты по налогу на прибыль юридических лиц может потребоваться из-за неверно рассчитанных авансовых платежей, производимых в течение года. Здесь действует тот же принцип, что и с физлицами. Организациям также дается три года.

Законодательная база

Статья 78-я НК описывает принципы возврата ФНС сумму налогов, перечисленных в излишке:

  • Излишки могут быть засчитаны в качестве доплаты к следующему платежу. Причем, если по переплаченному налогу платежей больше не будет, сумма может «пойти» в счет иного типа платежа, а также в качестве штрафных санкций.
  • Возврат переплаты по налогу производит ФНС при составлении заявления по месту регистрации плательщика – физического лица или организации.
  • С даты обнаружения переплаты ФНС в письменном виде обязано уведомить плательщика, указать общую сумму и тип взноса в бюджет.
  • Возможно проведение проверки для установления факта переплаты. Инициировать проверку может как заявитель, так и налоговая структура.
  • Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога делается в заявительном режиме.
  • Срок возврата переплаты по налогам — 30 дней с даты окончания проверки.
  • Заявление можно подать в течение трех полных лет (36 месяцев) с даты предоставления отчетности.
  • Если в закрепленный законодательно срок деньги не поступают, на сумму ежедневно начисляются проценты. Он исчисляется на основании ставки рефинансирования ЦБ.
  • Возврат осуществляется в рублях.
  • Возврат ошибочно перечисленного НДС регулируется, помимо Налогового кодекса, еще и таможенным законодательством России.

Перечисленные самостоятельно или взысканные ФНС суммы могут быть начислены или внесены неверно и образуется переплата.

Заявление о возврате

Заявление необходимо подавать в ФСН, зарегистрировавшую налогоплательщика. Бланк заявления на возврат излишне уплаченного налога содержит следующие пункты (пример заявления можно найти в интернете):

  • Указание статьи НК, на основании которой возможен возврат суммы.
  • Сумма цифрами и прописью в рублях.
  • Тип платежа в бюджет, по которому произошла переплата.
  • КБК – код бюджетной классификации, ОКТМО.
  • Название банковского учреждения, куда поступит сумма, номер счета.
  • ИНН, КПП и БИК, корсчет банка.
  • Получатель – наименование юрлица, ФИО физлица.
  • Дата и подпись.

Составить заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога (образец бланка 2015 года выдается в ФНС) можно в течение 36 месяцев с момента обнаружения переплаты. Более ранняя переплата возврату не подлежит и списывается. Кроме того, собственно сам факт излишков должен быть установлен и подтвержден результатами камеральной проверки. На ее проведение отведено согласно закону 90 дней. Проверяются поданные плательщиком документы (квитанции, чеки) и декларация за соответствующий период.

Как только проверка установит факт переплаты, а от плательщика поступит заявка, в течение одного месяца ФНС обязана сделать возврат указанной суммы на счет заявителя в банке или осуществить зачеты излишне уплаченных налогов. Таким же образом происходит и зачет – поступление средств в счет следующих платежей по налогам или сборам, погашение штрафных санкций.

Порядок возврата излишне уплаченного НДФЛ: новые разъяснения ФНС

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected], в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

Читайте так же:  Как получить пособие на погребение родственника

В начале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи. Кроме того, они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03‑04‑06/5209, от 25.07.2016 № 03‑04‑06/43463, 03‑04‑06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/[email protected]).

Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03‑04‑06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected], от 29.09.2014 № БС-4-11/[email protected] Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/[email protected]).

Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту?

  • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
  • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

Порядок возврата НДФЛ, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет

Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/[email protected], Минфина РФ от 16.05.2011 № 03‑04‑06/6-112 (п. 2)).

Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

Если сумма предстоящих платежей по НДФЛ больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику

20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;

– на 10.04.2017 – 18 000 руб.

Как в этом случае зачесть НДФЛ?

Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.

Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.

На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 — 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 — 5 000).

20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– на 10.03.2017 – 18 000 руб.;

– на 10.04.2017 – 18 000 руб.;

– на 10.05.2017 – 18 000 руб.

Как в данном случае зачесть НДФЛ?

Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишне уплаченного НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):

  1. заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
  2. выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
  3. справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
  4. документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).
Читайте так же:  Предложили использовать материнский капитал на ремонт, газ!

В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный НДФЛ сотруднику

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если сумма НДФЛ, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику

Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).

До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.

Порядок возврата переплаты НДФЛ, возникшей по другим причинам

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

Порядок зачета переплаты НДФЛ, возникшей по другим причинам

Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected]

С полным текстом Письма ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] вы можете ознакомиться в журнале «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера» (№ 4, 2017).

Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected]

В заключение обозначим следующее:

Возврат ошибочно перечисленного налога

Источник: Аудиторская фирма «БИЗНЕС-СТУДИО»

На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платежное поручение, например, неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.

С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление налога.

Напомним, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Это следует из пункта 3.1.,3.4. Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлекшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ, исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платежного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.

В связи с этим, определенное время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/[email protected] устраняет данную неясность. В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения. Среди причин уточнения назван код 01 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 — несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчетного документа. Код 03 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 — не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 — несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.

Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.

Исправление ошибки в платежном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком — физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. (подп. 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим, важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платежном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной. Применительно к платежному поручению, обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нем номера счета Федерального казначейства, и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).

Читайте так же:  Ипотека в альфа-банке - интересные предложения

Для исправления ошибки налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению о допущенной ошибке прилагаются документы, подтверждающие уплату налогоплательщиком налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В заявлении излагается просьба уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В НК РФ четко не определена процедура подачи заявления о допущенной ошибке, срок его рассмотрения налоговым органом и принятия решения по данному заявлению.

Поскольку срок для подачи заявления о допущенной ошибке в пункте 7 статьи 45 не установлен, Минфин РФ в Письме от 26 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-478 рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 78 НК РФ. Минфином РФ был рассмотрен вопрос возврата налога, уплаченного в 2002 г., в связи с ошибочным указанием КБК. По результатам рассмотрения вопроса финансовое ведомство указало на то, что при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней. В случае же пропуска установленного ст. 78 НК РФ срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа. Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом, Минфин РФ обращает внимание на то, что установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты суммы налога, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете этой суммы налога, не направлен на ущемление прав налогоплательщика и ссылается на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. В данном Определении указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о зачете переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, при соблюдении срока подачи заявления об уточнении платежа и условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/[email protected]


Поскольку НК РФ не установлен также и специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 НК РФ. На это обращает внимание Минфин РФ в Письме от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-324.

Как следует из пункта 4 статьи 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом, согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В ходе принятия решения об уточнении платежа, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган также вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 НК РФ).

Нюансы возврата излишне уплаченной суммы налога (Паршина Л.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот (если иное не предусмотрено НК РФ) (п. 1 ст. 52 НК РФ). Если по какой-либо причине произошло зачисление денежных средств в бюджет в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды, то сумма превышения признается излишне уплаченной (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05, от 27.07.2011 N 2105/11, Определение ВС РФ от 28.07.2016 N 305-КГ16-8620).
При возникновении аналогичной ситуации налогоплательщик имеет право на возврат сумм излишне уплаченных налогов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Что необходимо знать о процедуре возврата налога? В какие сроки можно вернуть излишне уплаченную денежную сумму? Установлено ли наказание для налоговиков в случае нарушения срока возврата?

Зачет и возврат. Есть ли различия между ними?

Возврат излишне уплаченной суммы налога представляет собой изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, а зачет — сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее.
В силу экономического содержания между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04).

Как можно распорядиться излишне уплаченной суммой налога?

Статья 78 НК РФ предлагает три варианта:
— зачесть в счет погашения недоимки по иным налогам;
— зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
— вернуть налогоплательщику в установленном данной статьей порядке.

Читайте так же:  Образец расписки о получении денег

Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам. То есть, если налог относится к федеральным, сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (см., к примеру, Письмо Минфина России от 30.12.2011 N 03-07-11/362).

К сведению. Виды федеральных, региональных и местных налогов установлены ст. 13 — 15 НК РФ.

Зачет излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей

К сведению. Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

Кроме того, по мнению ФНС, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму налога можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Таким образом, организациям, которые перечислили в бюджет по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным у физических лиц налогом, можно зачесть, к примеру, в счет будущих платежей по налогу на прибыль (или НДС).

Возврат излишне уплаченной суммы налога

По правилам п. 6 ст. 78 НК РФ возврат осуществляется по заявлению налогоплательщика, представленному в ИФНС, в течение одного месяца с момента его подачи. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
———————————
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Иными словами, в случае, когда у налогоплательщика имеется недоимка, возврат производится после зачета суммы переплаты в счет погашения соответствующей задолженности. И только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

К сведению. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму (п. 2 ст. 78 НК РФ).

[1]

В какой срок необходимо подать заявление?

Пунктом 7 ст. 78 НК РФ ограничен срок, в течение которого заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган: в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
В случае обнаружения в текущем налоговом периоде ошибки в исчислении базы по налогу, относящейся к прошлому периоду, которая привела к излишней уплате налога за этот период, налогоплательщик вправе провести перерасчет базы и суммы налога за период, в котором выявлена такая ошибка. В указанном случае отсутствует обязанность представления уточненной декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 N 03-02-07/1/62596).

Обратите внимание! В случае пропуска срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Согласно позиции, изложенной в Определении КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, названная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. К такому выводу приходит Минфин (Письма от 20.06.2017 N 03-02-08/38182, от 01.02.2016 N 03-02-08/4405).
Тот факт, что налогоплательщик в силу ряда причин пропустил указанный в НК РФ срок, не лишает его права на возврат имеющейся переплаты в судебном порядке, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности. Напомним, в силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

О праве на получение процентов за задержку возврата налога

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговики на сумму налога, которая не возвращена в установленный срок, обязаны начислить проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Напомним, что с 01.01.2016 не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования. Вместо нее применяется ключевая ставка (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340).

Обратите внимание! В случае изменения ставки ЦБР в отдельные периоды исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (абз. 5 п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам ).
———————————
Утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]

Как указал Минфин в Письме от 18.07.2017 N 03-05-04-03/45570, иные вопросы по исчислению суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов, в том числе о количестве дней (360, 365 или 366), которое должно учитываться при исчислении этих процентов, Налоговый кодекс не определяет. В соответствии с разъяснением Президиума ВАС (Постановление от 21.01.2014 N 11372/13) суммы процентов за несвоевременный возврат налогов определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка ЦБР, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней, если год високосный).
Иными словами, сумма процентов рассчитывается по следующей формуле:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

П = Налог x Ставка ЦБР / 365 x Дфакт,

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
Порядок возврата ошибочно уплаченного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here