Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает в россии

Предлагаем статью на тему: "Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает в россии" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает в России

Видео (кликните для воспроизведения).

Фото: © KU66.RU

Пятую неделю продолжается снижение цены на нефть на мировом рынке. Так, если в начале октября стоимость барреля марки Brent превышала 85 долларов за баррель, то 12 ноября нефть стоила уже 71 доллар. Ничего хорошего российской экономике, ценам на продукты, курсу рубля и даже стоимости бензина это не сулит.

Почему нефть дешевеет?

Причиной снижения цен на нефть стал рост добычи углеводородов Россией, США и Саудовской Аравией, рассказал «URA.RU» директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Это происходит на фоне санкций США против Ирана, которые вступили в силу 5 ноября. Они предполагают ограничительные меры на транспортировку и покупку иранской нефти. В последние месяцы, чтобы компенсировать нехватку иранского экспорта, США, Россия и Саудовская Аравия увеличили добычу нефти до 33 миллионов баррелей в день, что формирует почти треть от общемировой добычи. Из них доля России в добыче достигает 11,5 миллионов баррелей в день — рекордный показатель за весь постсоветский период.

«Россия, Саудовская Аравия и ОПЕК оказались не готовы сократить добычу нефти. Кроме того, есть информация, что Иран активно сопротивляется ограничительным мерам и продолжает поставки нефти на рынок», — сообщил Буклемишев.

С учетом этих факторов цены на нефть в следующем году продолжат снижаться, считает главный экономист консалтинговой компании ПК «Капитал» Евгений Надоршин. По его прогнозам, в 2019-м средняя цена на нефть может упасть до 55 $ за баррель.

Как удешевление нефти повлияет на цены в России?

«От удешевления нефти в российском бюджете станет меньше нефтяных доходов, а профицит заметно сократится. А это также негативно скажется на темпах роста российской экономики. Динамика роста ВВП может снизиться до 1% (вместо нынешних 1,5-2%)», — говорит Надоршин. При этом эксперт не исключил, что в случае заметного ужесточения антироссийских санкций США и ЕС экономика России может вступить в полосу рецессии.

При этом не лучше сложится ситуация и с инфляцией. По словам Надоршина, в следующем году рост цен в России составит 5% и более, он будет соответствовать прогнозируемым ЦБ показателям. По прогнозам ЦБ, инфляция в следующем году достигнет 5,5%.

Как дешевая нефть скажется на курсе рубля?

Собеседники «URA.RU» сошлись во мнении, что рубль продолжит ослабевать вне зависимости от цены на нефть. «На ослабление рубля по отношению к доллару влияют рост процентных ставок в ФРС США, продолжающийся отток капитала из российской экономики и политика российского ЦБ», — сказал Буклемишев. По мнению Надоршина, в течение следующего года не исключено, что курс рубля достигнет исторического минимума и опустится до 80 рублей за доллар.

Что станет с ценами на бензин?

Снижение цен на нефть не отразится на стоимости бензина в России, считает экономист Антон Шабанов. «Бензин не станет дешеветь. С нового года планируется повышение налогового бремени на нефтяников, повысятся акцизы на бензин и дизельное топливо. Скорее всего, будет волатильность цен», — говорит эксперт.

Кроме того, по словам экономиста, недавнее соглашение правительства с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цены на бензин также не способствует снижению цены на топливо в АЗС. «Заморозка цен на топливо приведет к ухудшению сервисных услуг на заправках, которые, чтобы компенсировать выпадающие доходы, начнут отменять все скидки по накопительным картам физическим и юридическим лицам», — заключает он.

Напомним, с 1 января 2019 года в России для ряда нефтяных и газовых компаний повысится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо.

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные публикации

Последние комментарии

Нефть дешевеет, бензин дорожает: Путин объяснил — почему так

«Если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем держать свои цены по-другому, чем в соседних странах, иначе нам нужно просто создавать новый железный занавес», — сказал он.

Путин заметил, что в России цены на бензин и так ниже, чем во многих других государствах, из-за чего топливо вывозится за границу. «Если мы не хотим, чтобы у нас все утащили, то надо и внутри страны держать определенный уровень», — пояснил президент.

Он подчеркнул, что российские власти не позволят производителям и продавцам бензина задирать цены, но искусственно их занижать тоже не будут, так как, по его словам, это вредно для экономики.

Глава государства отметил, что проблему нужно решать не снижением цен, а повышением уровня зарплат и благосостояния людей. «В некоторых странах-производителях газа, допустим, держат очень низкие цены на газ. Но это полностью перевернутая экономика. Они уже давно понимают, что надо действовать по-другому, но не могут делать этого шага к выравниванию экономики, потому что с этим связана сразу целая цепочка последствий, в том числе социального характера», — заключил Путин.

Согласно прогнозу Федеральной антимонопольной службы, рост цен на топливо в России в ближайшие 10 лет не будет превышать уровень инфляции. Все предыдущие скачки объяснялись ростом акцизов.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Вопрос Дня

Популярные публикации

Последние комментарии

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Президент России Владимир Путин подписал принятый на прошлой неделе в ускоренном порядке закон, согласно которому с 1 апреля 2016 года повышаются налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и средние дистилляты. Об этом, как передает ТАСС, сообщила в понедельник пресс-служба Кремля.

Напомним, закон под названием «О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса РФ» был принят Госдумой в минувшую пятницу сразу в трех чтениях и немедленно одобрен Советом Федерации. Он не вводит изменений акцизов на алкоголь, табак и автомобили, предусмотренных сейчас законом на 2016-2017 годы.

Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам.

Принятые поправки в Налоговый кодекс, как следует из пояснительной записки к законопроекту, предусматривают повышение акцизов на бензин пятого класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну. Акцизы на дизельное топливо с 1 апреля составят 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей).

По подсчетам Минфина, цены на топливо вырастут примерно на 5%, дополнительные доходы федерального бюджета составят около 90 млрд рублей до конца года.

Как сообщил ранее замглавы ведомства Юрий Зубарев, эти средства будут зачислены не в региональные дорожные фонды, а в федеральный бюджет, который таким образом «сможет гарантировать неуменьшение как региональных дорожных фондов, так и федерального дорожного фонда»

По его словам, при розничной цене на бензин 34-35 рублей за литр рост цены будет на 6,5-7%, а максимальный возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7-8%

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом году акцизы на топливо уже повышались по предложению Минфина: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, а на дизтопливо — на 20,3%. Последний раз дважды за год акциз повышали в 2013 году.

В начале февраля источник в Минфине объяснял агентству РБК , что ставится цель повысить поступления в бюджет из-за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть.

«В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», — заверял агентство официальный представитель министерства. «Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их», — обещал он тогда.

Первым же о планах роста акцизов на бензин и дизельное топливо 26 января рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий топливно-энергетический комплекс. «Среди предложений ведомств есть отдельные пункты, касающиеся роста акцизов на бензин и дизельное топливо», — говорил он.

В случае роста акцизов нефтяные компании будут стараться быстро переложить их в розничную цену бензина, предупреждали тогда эксперты.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Редкий выпуск новостей не обходиться без разговоров о падающей цене на нефть. В тоже время, в очередной раз заправив полный бак, вы чувствуете неприятную лёгкость в кармане — платить меньше за бензин мы не стали. Вроде бензин делают из нефти, нефть дешевеет, значит и цены на бензин должны уменьшаться. Почему же они растут?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Слабая внутренняя валюта делает выгодным экспорт нефти и нефтепродуктов заграницу. Там за продукцию платят долларами, а, учитывая курс, это приносит в бюджет компаний намного больше рублей, чем на внутреннем рынке.Из-за снижения общемировых цен на нефть возникший бюджетный дефицит покрывают за счет увеличения объёмов поставок, провоцируя дефицит на внутреннем рынке.

Если бы не кризис, бензин бы подешевел?

Скорее всего нет — лишь 7% стоимости литра российского бензина зависят от цены на нефть. Её изменения в большую или меньшую сторону оказывают минимальное влияния на цены на заправках. Большая часть стоимости (60%) покрывает различные налоговые выплаты: акцизы, налог на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Почему такие высокие налоги?

От налогов нефтяных компаний формируется половина бюджета страны. Российская экономика зависит от нефтяной отрасли — чем больше получают нефтяники, тем больше отчислений пойдет в бюджет, тем больше социальных обязательств выполнит государство. Учитывая прибыльность экспорта, чиновники делает все, чтобы его объемы повышались. В этом году придумали налоговый маневр нефтегазовой отрасли.

Что за налоговый манёвр?

Суть маневра — понижение экспортных пошлин для нефти и нефтепродуктов на 100$-110$ при увеличении НДПИ. У компаний появились стимулы для увеличения экспорта, за счет внутреннего рынка. По замыслу Минфина, сдержать рост цен помогла бы индексация акцизов, но по прогнозам до конца года розничная цена за литр вырастет на 2-4 рубля. Так оптовые цены на топливо уже выросли на 20%.

Рост цен уже не сдержать?

Скорее всего правительство не допустит резкого роста цен, все-таки через год выборы в Госдуму и рост социальной напряженности властям не нужна. Компаниям дадут указ «сверху» — сдерживать уровень цен, даже работая себе в убыток. Подключат Антимонопольную службу, в прошлом году ФАС уже обвиняла крупные компании в низкой конкуренции на рынке и манипуляции ценами. Чего точно не стоит ждать — так это понижения цен.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает: мнение экспертов

src] => [SRC] => /upload/iblock/ae1/n2.jpg ) [1] => Array ( [ID] => 304386 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 90116 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c7b [FILE_NAME] => n3.jpg [ORIGINAL_NAME] => н3.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 157ff023eaf80ef95636190f38a2da8f [

src] => [SRC] => /upload/iblock/c7b/n3.jpg ) [2] => Array ( [ID] => 304387 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 102609 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c21 [FILE_NAME] => n4.jpg [ORIGINAL_NAME] => н4.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 6ed52503900f6b8a5a14d85836c8f31a [

src] => [SRC] => /upload/iblock/c21/n4.jpg ) [3] => Array ( [ID] => 304388 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 90999 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/942 [FILE_NAME] => n5.jpg [ORIGINAL_NAME] => н5.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => a87731d263df5bb66a0fc82d50c57a3e [

src] => [SRC] => /upload/iblock/942/n5.jpg ) [4] => Array ( [ID] => 304389 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 84898 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/d67 [FILE_NAME] => n6.jpg [ORIGINAL_NAME] => н6.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 4f6e181830351c1d3348bbe35f978ede [

src] => [SRC] => /upload/iblock/d67/n6.jpg ) [5] => Array ( [ID] => 304390 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 91386 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/7c9 [FILE_NAME] => n7.jpg [ORIGINAL_NAME] => н7.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 819c560a7bb128c60024b8aa01283411 [

src] => [SRC] => /upload/iblock/7c9/n7.jpg ) [6] => Array ( [ID] => 304391 [TIMESTAMP_X] => 27.01.2016 20:21:08 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 576 [WIDTH] => 720 [FILE_SIZE] => 104446 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/1c9 [FILE_NAME] => n1.jpg [ORIGINAL_NAME] => н1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 81c8347399f05cd7ba0ce5916d50e91a [

src] => [SRC] => /upload/iblock/1c9/n1.jpg ) )

35,20 — такова средняя цена бензина по области — сообщает Яндекс со ссылкой на аналитическое агентство . С декабря прошлого года она упала на рубль. Между тем на мировом рынке нефть дешевеет гораздо стремительнее. Почему этого не происходит с бензином? Экономисты объясняют ситуацию следующим образом. Себестоимость нефти не упала, а, наоборот, выросла. Потому что рабочих в этой отрасли меньше не стало и им нужно платить зарплату, а технику необходимо обслуживать. При этом запчасти дорожают.

У нас всё равно в любой цепочке производства есть импортное оборудование. падения рубля оно подорожало. Амортизация стала выше. На цену это тоже влияет, — говорит декан САФ менеджмента ИГУ Надежда Грошева.

В 2015 году инфляция по России составила почти 13%. Это больше, чем в предыдущие периоды. Но при этом цена на бензин за год выросла всего на 6%.

Если в конкретном регионе потребляется ГСМ по таким ценам, поставщикам нет выгоды цены снижать. При неэластичном спросе на бензин смысла производителям снижать цену нет никакого, — говорит декан САФ менеджмента ИГУ Надежда Грошева.

Если говорить об экспорте нефти, по сравнению с 2014 годом цена упала нещадно. Со 111 долларов до 30. Но с другой стороны, более чем в два раза вырос курс. За один доллар уже просят не 30, а 80 рублей. Получается, что теперь бАррель стоит почти 2400 рублей, а ранее за него давали 3300.

— Если мы пересчитаем цену на нефть в рублях, она упала не настолько сильно. Если перемножим, то рублёвая цена окажется достаточно высокая. Она, конечно, ниже, чем в 2013 году, но она упала не настолько сильно, — говорит декан САФ менеджмента ИГУ Надежда Грошева.

На специализированном сайте точка ру указаны цены на топливо во всех уголках мира. Согласно статистике, среди европейских стран Россия по дешевизне бензина — на первом месте. Для сравнения берётся , он есть везде. В Белоруссии литр дороже на 9 рублей. Далее Украина — разница с Россией почти двукратная. Самое дорогое топливо в Норвегии — почти 130 рублей за литр. И не случайно некоторые автолюбители из Монголии и Финляндии ездят заправляться на российскую территорию.

Почему дорожает бензин, если нефть обесценивается?

  • Провал «Единой России» и лидерство Беглова: главное о выборах в Москве, Питере и регионах
  • «Умное голосование» Навального или другие причины? Почему единороссы проиграли в Москве
  • В Свердловской полиции новый начальник. Генерал-майор из Астрахани
  • Россия увеличила запасы золота почти в полтора раза. И неплохо на нем заработала
  • Всем все равно. Обманутые инвесторы винят в сносе огромного офисника региональные власти

Дешевеющая нефть привела к рекордному падению цен на бензин во многих странах. В России все наоборот: эксперты предупреждают, что снижения стоимости горючего ждать не стоит.

Россия — один из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, однако ситуация с бензином в стране другая, нежели в странах Запада, пишет « Мослента ». К примеру, в США цена бензина за четвертый квартал 2015 года снизилась на 11%, в Японии — на 14%, в Германии — на 6%. В России же цены на топливо за 2015 год выросли на 4,5-5%. По словам министра энергетики Александра Новака, это показывает, что на российском рынке достаточно нефтепродуктов, а нефтяным компаниям хватает маржинальной доходности (разницы между выручкой и переменными расходами) даже в сложной экономической ситуации.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя по стране цена одного литра бензина АИ-92 составляет 34,08 рубля, АИ-95 — 36,54 рубля. В Санкт-Петербурге литр АИ-95 стоит 37,07 рубля, в Нижнем Новгороде — 37,16, Краснодаре — 37,6, на Камчатке — 45,80 рубля, в Крыму — 39,2, в Казани — 35,25 рубля, в Волгограде — 36,52.

По мнению экспертов, цены на бензин в России не падают по двум причинам.

1 — в стоимость бензина заложена значительная доля налогов

А они, в отличие от нефтяных котировок, не снижаются. Различные налоговые сборы составляют больше половины стоимости бензина — 60-65%, говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Никита Крупенский.

«Это НДПИ, НДС, транспортный налог. Издержки на добычу и переработку нефти не превышают 15%. Оставшаяся часть — операционные расходы на переработку, транспортировку и хранение бензина на нефтебазах и прибыль нефтяных компаний и владельцев АЗС. При этом размер НДПИ зависит от мировых цен на российскую нефть, при ее удешевлении налог возрастает. Получается, налоговая нагрузка даже растет, и компании компенсируют потери за счет потребителей», — объясняет аналитик.

По его словам, на топливный рынок также повлиял налоговый маневр, произведенный полтора года назад. Тогда государство снизило экспортные пошлины при вывозе нефти, но увеличило налог на добычу полезных ископаемых.

«Соответственно, стало проще продавать сырье за рубеж, а не перерабатывать его в России», — говорит Крупенский.

2 — топливный рынок России — монополизированный

Именно монополизированность топливного рынка страны является второй определяющей причиной высоких цен на бензин, утверждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«У нас вертикально интегрированные компании полностью контролируют рынок. Независимых игроков в этом сегменте практически нет. Все идеи по строительству альтернативных крупных НПЗ для независимых производителей не доходят до стадии реализации. Одна такая идея, я помню, возникла в 2008 году, но не была реализована. Прямо говоря, между основными компаниями существует сговор, они сообща определяют примерную цену. Всем интересующимся я предлагаю ради забавы проехать по любой подмосковной магистрали. На заправках разных компаний цены отличаются не более чем на 10-15 копеек. А бывает, что цены и вовсе идентичны. Понятно, что такая ситуация для рыночной экономики не очень характерна, но и на повышение компаниям играть власти не позволяют. Работу в этом направлении ведет Федеральная антимонопольная служба», — поясняет Пасечник.

По его мнению, не стоит ожидать снижения цен на бензин, даже если нефть продолжит дешеветь.

«Думаю, цены на топливо даже могут повышаться, но темпами, не превышающими инфляцию. Об этом не раз заявляли чиновники ФАС, об этом свидетельствует динамика топливного рынка последнего времени», — говорит Александр Пасечник.

Копеечная разница

По данным Росстата, с 4 по 10 января стоимость бензина снизилась на 0,1%, а цены на дизельное топливо и вовсе не изменились. Средняя потребительская цена на бензин составила 34,89 руб. за литр, а средняя потребительская цена на дизтопливо — 35,54 руб. Розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 с 11 по 15 января в среднем по России снизились на 7 коп. и 6 коп., до 34,08 руб. и 36,89 руб. за литр соответственно.

В первую рабочую неделю 2016 года стоимость бензина немного выросла по сравнению с ценами последней рабочей недели декабря. Так, литр АИ-92 за новогодние праздники подорожал на 10 коп., до 34,5 руб., литр АИ-95 — на 4 коп., до 37,1 руб.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

На фоне дешевеющей нефти цены на бензин в России продолжают повышаться. В следующем году они могут вырасти еще на 10-20% по целому ряду причин.

Удорожание цен на бензин сегодня опережает общий рост инфляции. По данным Росстата, на 20 октября в целом потребительские цены повысились на 0,7% с конца сентября и на 7% с начала года, а цены на автомобильный бензин увеличились соответственно на 0,8% и 8,8%.

Это происходит на фоне продолжающегося снижения мировых цен на нефть, в результате чего в Польше, к примеру, на днях были зафиксированы самые низкие за последние три года цены на бензин в 5,29 злотых ($1,6) и дизтопливо — в 5,18 злотых ($1,5). По мнению местных аналитиков, это снижение продолжится и далее, причем оно было бы более ощутимым, если бы не слабела национальная валюта.

В России же, как пояснили “Вести Экономика“ эксперты Thomson Reuters KORTES, цены на топливо на внутреннем рынке определяются тремя основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк). Последний сегодня растет, поскольку цены на нефть снижаются, а рубль слабеет, и это в свою очередь приводит к повышению “внутренних” цен.

С января по октябрь 2014 г. среднемесячная стоимость нефти марки Brent сократилась на 19,5%, а российская валюта подешевела на 16,5%. В итоге средняя розничная стоимость бензина ходовой марки А-92/93 в текущем месяце составила 32,60 руб./л, увеличившись на 9,4% с начала года. За тот же период цены на бензин на рынке северо-западной Европы снизились на 21,3%. Правда, если посчитать в долларах, то обнаружится, что и в России цены на бензин пошли на понижение: с 85 центов за литр 92-го в январе до 79 центов в октябре (сокращение – на 6,1%).

В оставшиеся месяцы 2014 г., очевидно, ситуация на отечественном рынке несколько стабилизируется, в частности, благодаря ожидаемому в начале ноября запуску после ремонта Ачинского НПЗ. В этих условиях, уточнили в Thomson Reuters KORTES, цены на бензин к концу года, вероятно, сбалансируются на уровнях, близких к текущим. Таким образом, рост стоимости литра А-92/93 может составить 9,5-10% (хотя достижение последней планки пока выглядит маловероятным). Но как изменятся соответствующие ценовые показатели в 2015 г., предугадать сложно: наряду с прочим, они зависят от непредсказуемой динамики цен на нефть и курса рубля. По предварительным прикидкам, под воздействием налогового маневра внутренние цены на бензин способны прирасти на 7% в 2015 г. и на 15% — в 2016 г.

В соответствии с внесенным накануне в Госдуму правительственным законопроектом с поправками в Налоговый кодекс, в 2015-2017 гг. предусматривается снижение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 1,7 раза при одновременном и сопоставимом увеличении налога на добычу — НДПИ. Как разъяснил депутатам замглавы Минфина Сергей Шаталов, необходимость такого маневра обусловлена прежде всего возникшей, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. соглашения о создании Евразийского экономического союза, задачей выравнивания российских ставок и пошлин с казахстанскими и белорусскими.

Однако в результате подобного маневрирования россиянам теперь придется платить большую цену за бензин, указал председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. Хотя, заметил он, из-за отказа от традиционного преимущества в виде более низких цен на топливо внутри страны не только повысится инфляция, но и затормозится общее развитие отечественной экономики, рост которой уже сведен к нулю. И если в текущем году цены на бензин, наверное, удержатся в пределах 10%, то в следующем они могут подскочить еще на 20%, не исключил Иван Грачев.

Дополнительную неопределенность в общую ситуацию также привносит намеченный на 2015 г. переход на бензин “Евро-4“, сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Поступает информация, продолжил он, что нефтяным компаниям, не успевшим обеспечить выпуск упомянутого бензина в надлежащие сроки, могут разрешить докупить недостающие объемы. Тогда как приобретение более дорогого топлива за рубежом должно будет сказаться и на внутренних ценовых параметрах, подчеркнул Сергиенко.

Очевидно, заметил он, сегодня существует необходимость в наращивании объемов производства и строительстве новых НПЗ. Вот и по официальным оценкам спрос на бензин в России ежегодно повышается на 4%. Впрочем, нельзя исключить, что в какой-то мере наблюдаемый сегодня на российском розничном рынке дисбаланс между спросом и предложением искусственно формируется самими нефтяными компаниями, заинтересованными в получении прибыли, в первую очередь на оптовом рынке. А в подобных обстоятельствах тем более затруднительно поверить в то, что в ближайшие годы рост цен на бензин не превысит заявленного Минфином годового уровня в 1,8 руб./л. Ведь ради этого нефтяным компаниям придется сократить свои прибыли, резюмировал исполнительный директор Российского топливного союза.

Итак, в последующие годы изменение цен на бензин в России будет определяться целым рядом факторов: от перехода на “Евро-4“ и “Евро-5“ до налогового маневра и вступления в силу соглашения по созданию Евразийского экономического союза. Причем и в дальнейшем оно не обязательно будет совпадать с движением “нефтяных“ цен – к непреходящему удивлению рядовых потребителей, расплачивающихся за топливо рублями, а не долларами. Разумеется, многое также будет зависеть от того, насколько успешно, в совокупности с прочими проблемами, станут корректировать существующие перекосы в механизме ценообразования. Тогда как сейчас, например, темпы роста оптовых цен на бензин в разы опережают повышение розничных. По данным Thomson Reuters KORTES, спот-цена на тот же А-92/93 за январь-октябрь выросла на 32,1% (до 40515 руб. за тонну) при увеличении на 9,4% в рознице. Сходная картина отмечается и по дизтопливу, которое активно используется грузоперевозчиками и в большей степени влияет на разгон инфляции. Так, розничные цены на летнее дизтопливо с начала года подешевели на 0,11%, а в опте повысились на 5,6%.

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Занятная получается ситуация, “чёрное золото” дешевеет, а бензин время от времени дорожает. Как такое вообще могло произойти? Действительно, всё это очень интересно. Особенно учитывая тот факт, что Российская Федерация – углеводородное государство, в бюджет за счёт одних лишь нефти и газа поступает n-ное количество средств. Именно поэтому мы решили рассказать Вам о том, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Чтобы понять, по каким причинам всё это происходит, придётся вдаться в определённые подробности. А их немало. И в ходе данной статьи мы разложили всю необходимую информацию по полочкам.

Почему бензин в России стоит дорого даже когда нефть дешевеет

Эксперты говорят, что явление напрямую связано с произволом – цена никак государством не контролируется, а потому бензин дорожает при дешевеющем сырье. Всё дело в монополистах, буквально захвативших весь топливный рынок – они манипулируют сложившейся ситуацией так, как посчитают нужным и возможностей хорошо заработать не упускают вовсе. Нет, это далеко не общественный сговор. Здесь всё делается в сугубо личных интересах. Владельцы заправок ориентируются друг на друга, стараясь удерживать цены примерно на одном уровне. А потому мы не можем говорить о какой-то честности, когда стоимость “чёрного золота” падает день ото дня и уже равна сорока с лишним долларам, а топливо по-прежнему продолжает дорожать. Странная тенденция, разве не так?!

Антимонопольный комитет по неизвестным нам причинам бездействует, а потому владельцы заправок с радостью поднимают цены на бензин и дизельное топливо ради своей выгодны – ради ещё большего притока капитала. Как считаете Вы, почему в Правительстве никто не предпримет кардинальных мер? Почему не запретят столь “ядрёные” накрутки? Не знаете? И никто этого не знает. Возможно, всё дело в желании обойти конфликт стороной, не ввязываясь ни в какие рыночные распри. Конечно же, кто-то может подумать, что чиновники имеют неплохую материальную выгоду со всего этого и смысл так думать есть. Однако, доказательств никаких по-прежнему нет.

Теория: что нужно сделать, чтобы ситуация кардинально поменялась?

На этот вопрос можно ответить, обратившись к другим странам, антимонопольные комитеты которых не бездействуют.

На сегодняшний день вопрос о том, почему в России дорогой бензин, когда нефть дешевеет, актуален как никогда ранее. Также люди обеспокоены тем, что власти бездействуют. Они словно не замечают проблемы. Но кто сказал, что всё потеряно? Напротив, изменить ситуацию можно всегда, достаточно дать правильные указания антимонопольной службе и тогда всё нормализуется. Проводимые работы должны быть предельно прозрачными со всех точек зрения, чтобы не было подозрений на монополизацию рынка. Хорошим примером для нас может стать Германия, где цены возвращают на прежнее место, как только замечают подозрительные их скачки. Так почему бы не последовать примеру этой страны? После того, как стоимость топлива возвращена на место, начинается расследование. Притом торговцу приходится реализовывать товар по старому ценнику, потому что он боится уголовной ответственности. Данный подход со слов самой антимонопольной службы Германии обуславливается тем, что если на время разбирательств цена останется повышенной, это может ударить по экономике государства и нанести ей неслабый ущерб.

Свои методы борьбы с монополизацией рынка есть и у итальянцев. Причём правило довольно уникально и в какой-то мере интересно: крупные супермаркеты могут быть возведены лишь там, где обычные магазины открыть невозможно. Притом они обязаны поддерживать местного производителя, продавая часть товара исключительно местного производства. Такая система ведения бизнеса может быть легко внедрена не только на государственном уровне, но и на региональном.

Почему цены на бензин в разных странах отличаются друг от друга?

А ведь действительно, почему в одном государстве одна цена на бензин, а в другом – совершенно другая? Нефть-то везде стоит одинаково. Так почему же бензин дорожает фактически у нас одних?

Правительство буквально заставляет людей переживать и гадать: а подорожает ли бензин в ближайшем будущем или нет. Мы – нефтяное государство, у нас огромные запасы “чёрного золота”, так откуда такие цены? К слову, стоимость бензина у нас фактически сравнялась с Америкой, а в некоторых регионах успешно обогнала Западного брата. Обычному человеку, далёкому от экономики, довольно сложно понять, что конкретно влияет на ценообразование. Давайте разберёмся, почему же нам приходится за литр собственного топлива платить больше, чем Америке, закупающей это добро у нас в Российской Федерации. Притом хотелось бы отметить, что ситуация остаётся неизменной вот уже n-ное количество лет. Более того, соотечественники потихоньку свыкаются с этой мыслью и всё меньшее количество людей задаётся вопросом: почему в России дорогое топливо при дешёвом нефтяном сырье? Однако, настало время новой волны волнений, которую породили скачки в цене на целых двадцать процентов. Равнодушным к сложившейся ситуации не остался никто.

Что говорят политики по поводу повышения стоимости бензина

Чиновники из года в год выступают с фактически идентичными заявлениями. Они говорят, что пытаются всевозможными способами сдерживать увеличение стоимости “чёрного золота”, но это у них никак не выходит. Топливо крайне быстро дорожает и с этим фактом приходится мириться – другого выхода на данный момент никто не видит.

К слову, Вы не обращали внимания на тот факт, что если нефть начинает ещё сильнее дешеветь, цена на бензин даже не колеблется – она остаётся неизменной. Как объяснить это? Всё правильно, есть работа для антимонопольного комитета, который по каким-то причинам продолжает успешно бездействовать.

Мнение экспертов по этому поводу

Не смогли обойти стороной этот вопрос эксперты и аналитики. Притом высказаться решили не только наши соотечественники, но и понимающие люди из множества других стран.

Возможно, именно они смогут дать нам внятный ответ на то, почему в Российской Федерации дорогой бензин при дешёвой нефти.

Аналитики связывают это не только с бездействием комитета, но и с непомерно большим уровнем инфляции. К примеру, в пятнадцатом году он достиг отметки в семнадцать процентов вместо предполагаемых двенадцати. Существенная разница, да?

Хотелось бы отметить, что уже на этом этапе цены выросли значительно выше установленной прошлыми прогнозами планки. Иными словами, если экономический кризис продолжится или наберёт ещё большую силу, рост стоимости топлива остановить не удастся даже в том случае, если стоимость нефти в очередной раз упадёт ниже сорока долларов за бочку. С другой стороны, в России действует интересный закон: пока люди платят за топливо, оно будет дорожать.

А теперь немного статистики, гласящей, что процент иномарок ежегодно возрастает. То есть, у людей есть денежные средства на это. Наклёвывается простое заключение: люди приобретают дорогие автомобили (и ежегодно их количество растёт), а значит, у них есть денежные средства и стоимость бензина смело можно поднимать.

По мнению Правительства, ситуация некритична. Более того, некоторые чиновники и вовсе дивятся, почему же жителей России так волнует вопрос удорожания бензина при падающей стоимости нефти. Действительно, с чего бы это?!

Влияние стоимости топлива на ценообразование в РФ

Краткосрочный прогноз таков: топливо в ближайшее время продолжит дорожать. Это касается и бензина, и ДТ.

Зато есть неплохой задел на будущее – уже в семнадцатом году тенденция может смениться обратной. Однако, настораживает лишь один момент – не продолжат ли монополисты удерживать цену на прежнем уровне? Такой исход нам видится также вполне реальным. Если антимонопольный комитет продолжит бездействовать, это действительно случится и никакого видимого результата мы с вами не увидим.

Но у медали всегда две стороны, и вторая — не самая лучшая. Есть и обратные прогнозы, твердящие, что в ближайшее время посещение автозаправки станет небывалой ранее роскошью. Однако, и это далеко не всё, что может настораживать экспертов, аналитиков и граждан России. Ведь от стоимости бензина зависит многое.

Таким образом, подорожать могут все товары, окружающие нас сплошь и рядом. Почему? Ведь в стоимость каждого из них уже включена цена на бензин. И чем дороже обходится заправка автомобиля доставки, тем большая накрутка будет у магазина – никто не желает отдавать свои кровно заработанные деньги для удержания цены на прежнем уровне. Именно поэтому стоимостью бензина интересуются и те, у кого нет автомобилей и никогда не было.

К слову, это далеко не одна лишь доставка готового продукта в магазин. Сырьё-то для изготовления продукции тоже кто-то доставляет. Поэтому себестоимость товаров растёт не только из-за инфляции, но и из-за стоимости топлива. Под раздачу попадают кошельки бизнесменов, владельцев машин, пенсионеров и всех остальных категорий граждан нашего государства.

Сколько стоит бензин в других странах

Как уже было отмечено выше, не во всех странах падающие цены на нефть сказываются на удорожании бензина. В некоторых странах комитет работает как нужно и следит за ценообразованием. На формирование стоимости влияют следующие факторы:

  • Цена горючего в закупе;
  • Наценка самого производителя;
  • Размера налога;
  • Накрутка определённого процента оптовыми и розничными точками продаж – не более десяти процентов.

Больше всего на стоимость влияют первый и третий факторы. Налогообложение у каждого государства своё. Самый большой налог на топливо в Европе, точнее в Германии, Голландии, Португалии и Норвегии. Скажем больше, в России он ничуть не меньше. У Соединённых Штатов он значительно ниже – порядка двадцати процентов от розничной стоимости ДТ и бензина. Тогда как у некоторых государств налога нет вовсе, к таким относятся – Саудовская Аравия, Кувейт и другие.

Таким образом, на сегодняшний день в разных странах топливо стоит по-разному:

  • Венесуэла — 1,2 рубль за литр;
  • Иран — 3,5;
  • США — 23,8;

Ну а за Россию и говорить не будем, Вы и так сами всё прекрасно знаете.

Что будет с бензином в дальнейшем?

Сложно сказать. Даже у экспертов нет единого мнения по этому поводу. Ясно одно, что в ближайшей перспективе углеводороды должны начать дорожать. Это всенепременно отразится и на стоимости топлива.

Теперь Вы знаете, почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти. Велика вероятность того, что после подъёма стоимости “чёрного золота” топливо продолжит дорожать – спекулянты своё дело знают и они обязательно воспользуются сложившейся ситуацией.

vsegda-rabotau › Блог › Нефть дешевеет, а в России топливо дорожает. Почему?

Сподвигли на этот пост жаркие споры о причинах дорожания бензина при падении мировых цен на нефть.Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?
1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть.
Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг.

А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает.»Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены». Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании «Гипровостокнефть».

2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний.
Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. «Лукойл» — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.

3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины.
Это называется «налоговый маневр». Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.

4. Потому, что государство повышает акциз на бензин.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть «налоговый маневр» удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.

Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?

«У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин». Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании «Гипровостокнефть»

Что в итоге?
Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых:
-падение мировых цен на нефть,
-снижение курса рубля,
-повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть,
-повышение акцизов на бензин,
-коммерческая ориентированность нефтяных компаний,
-сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений.
Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов.

Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает?
1. Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти.

Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг.

«Диаметральная разница между Россией и США существует, потому что конкуренции в России нет — она сведена к минимуму. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто.» Сергей Ветчинин, PR-советник Ассоциации независимых нефтеперерабатывающих организаций.

2. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами.

Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо.

Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них. Сами рядовые американцы, сэкономив на топливе, радостно понесут свои деньги в торговые сети. Также не стоит списывать со счетов и геополитику: понижение цен на нефть позволяет ослаблять стратегических противников. Например Россию.

«Я думаю, что регулирование цен в Соединенных Штатах поставлено намного серьезнее, чем в России. Вот эти сказки про всемогущие рыночные механизмы они остаются все-таки сказками там, где люди по-настоящему занимаются экономикой. В части электричества я хорошо знаю, что, несмотря на колебания в 15 раз первичных энергоносителей, на нефть, например, 20 лет они держали цены на электричество стабильно с точностью до 15%. Представить себе, что это делается с помощью рыночных механизмов абсолютно невозможно, исключено». Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ.

Что в итоге?
Повышение цен на топливо в России совершенно не удивляет тех, кто знаком с экономическим устройством страны. Федеральная антимонопольная служба может бесконечно заводить дела против нефтяных корпораций, но цены все равно будут расти, потому как экспорт нефти — это залог существования России как государства.

Источники


  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  4. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
Читайте так же:  Какие льготы положены учителям и что нужно для их получения
Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here