Новые принципы расчета налога на транспорт

Предлагаем статью на тему: "Новые принципы расчета налога на транспорт" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Транспортный налог 2019 изменения

Владельцы автомобилей в РФ обязаны платить транспортный налог. Его размер исчисляется в соответствии с нормами действующего законодательства. Величина выплаты зависит от мощности автомобиля и его возраста. В действующее законодательство периодически вносятся коррективы.

В течение прошлого года ходили слухи о том, что транспортный налог в 2019 году будет изменен. Говорили, что его хотят отменить или кардинально изменить ставку . Однако серьезные коррективы в закон так и не были внесены. Между тем автовладельцы продолжают бурно обсуждать, какие нововведения их ожидают. О том, что такое транспортный налог, кто обязан платить его по новому законодательству, а также о возможных изменениях в нормативно-правовых актах поговорим далее.

Основные моменты

Перед тем, как изучать изменения по транспортному налогу в 2019 году, необходимо разобраться, что это такое. Под данным понятием скрываются отчисления в пользу государства, взимаемые с лиц, в собственности которых имеется транспортное средство.

Процесс уплаты налога регулирует НК РФ. В соответствии с ним, производить отчисление в бюджет обязаны все собственники автомобилей. При этом неважно, юридическим лицом является хозяин транспортного средства или физическим.

В этом плане сильные изменения в 2019 году не произошли. Платить отчисления в пользу государства фактически обязаны те же лица, на которые эта потребность возлагалась ранее. Сильно не изменился и перечень объектов, за которых взимается сбор. Однако ряд поправок все же был внесен. Расчет размера платежа производится в соответствии с нормами действующего законодательства. Общий алгоритм имеет следующий вид: налогооблагаемая база умножается на ставку и на повышающий коэффициент, если он предусмотрен в конкретном случае. Физические лица не обязаны самостоятельно исчислить размер налога. Процедуры выполняет работники ФНС. Действие осуществляется на основании данных, предоставленных в учреждении хозяином автомобиля в процессе государственной регистрации.

В момент определения налогооблагаемой базы во внимание принимаются следующие параметры:

  • Мощность двигателя транспортного средства.
  • Возраст авто. При этом учитывается ли период его фактической эксплуатации, а дата выпуска.
  • Тяга. Параметр принимается в учет, если в качестве объекта выступает воздушный транспорт.
  • Совместимость. Параметр применяется при расчете налога в отношении водного транспорта.

Размер повышающего коэффициента зависит от оценочной стоимости машины и ее года выпуска. Нужно учитывать, что сбор носит региональный характер. Это значит, что ставки устанавливают местные власти, а не Правительство РФ. Денежные средства перечисляются в региональный бюджет и направляются на ремонт дорог, а также обеспечение безопасности дорожного движения.

Внесенные изменения в процесс оплаты и начисления

Дорожный налог на транспорт обязаны вносить все без исключения хозяева транспортных средств. При этом неважно, используется машина или нет. Именно эта особенность во многом расстраивала хозяев машин. Многие из них не хотели вносить денежные средства, если транспорт просто простаивал в гараже или находился в неудовлетворительном техническом состоянии.

Владельцы автомобилей надеялись, что их пожелания учтут, и в 2019 году автомобильный налог будет включать в себя градацию по пользованию машиной. Однако этого не произошло. Необходимость внесения денежных средств все равно остается вне зависимости от того, используется ли автомобиль или простаивает. Еще одной надеждой автолюбителей выступала возможность выравнивания ставок в регионах. Однако по факту такие поправки приняты не были. Однако коррективам подверглись повышающие коэффициенты.

Цена авто в млн. руб. Возраст ТС в годах Коэффициент в 2018 году Коэффициент в 2019 году
3-5 Меньше 1 1,5 1,1
1-2 1,3
2-3 1,1
5-10 До 5 2 2
10-15 5-10 3 3
От 15 10-15 3 3

Поправки затронули лишь владельцев авто, цена которых варьируется от 3 до 5 млн руб. Правила действуют не в отношении всех ТС, цена которых больше 3 млн рублей. Так, на сайте Минпромторга представлен список иномарок и отечественных автомобилей, являющихся исключением. Перечень постоянно обновляется.

Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления льгот. Так, в 2019 году возможность не платить транспортный налог получили владельцы грузовых авто. Именно такой закон был принят госдумой. Правило касается только автотранспорта, чья масса превышает 12 тонн.

От потребности внесения отчислений в региональный бюджет освободили и владельцев сельскохозяйственной техники. Подобная мера была принята для снижения налоговой нагрузки для этих категорий лиц. Дело в том, что хозяева машин, входящих в эту группу, должны платить не только транспортный налог, но и взнос за компенсацию вреда, наносимого дорожному покрытию. В зависимости от региона список льгот и особенности их предоставления будут меняться. Дело в том, что каждый субъект РФ имеет право установить свой перечень льготников. Однако все владельцы машин с мощностью двигателя не больше 100 лошадиных сил имеют право рассчитывать на получение послаблений в процессе оплаты автотранспортного налога. Аналогичное правило действует и в Московской области.

Как подавать декларацию?

Выяснив, что повышение налога на авто и иных существенных изменений не произошло, автовладелец должен ознакомиться с особенностями подача декларации. Процедура изменений не претерпела. Коррективам не подверглись и особенности расчета. Так, физические лица, как и раньше, будут получать уведомления от налоговой службы о размере суммы, которую необходимо внести в бюджет. При этом организации обязаны самостоятельно рассчитывать полагающиеся к уплате сумму.

Срок уплаты взносов также не изменился. Физические лица обязаны произвести отчисления в бюджет до 1 декабря года, который следует за отчетным периодом. Сроки внесения денежных средств для компаний устанавливают региональные власти. Повышение размера ставки в Москве и иных регионах не произошло. Ознакомиться с внесенными коррективами можно в таблице ниже.

Критерии Как было Как будет
Льготная категория транспортных средств, платить налог за которые не обязательно Сельскохозяйственная техника и грузовые авто, масса которых превышает 12 тонн.
Размер повышающего коэффициента Присутствовала градация для автомобилей со стоимостью от 3 до 5 млн. руб. на 3 категории. При этом размер повышающего коэффициента был установлен для каждой из них. Значение показателя варьировалась от 1,1 до 1,5. Для всех легковых и грузовых автомобилей, попадающих в эту группу, установлен общий коэффициент. Его размер составляет 1,1.
Читайте так же:  Как зарегистрировать брак в загсе

Особых корректив вопрос не претерпел. Новый законопроект принят не был. Все сохранилось практически так, как и раньше. Физические лица получают уведомление о размере транспортного налога. После этого они должны внести денежные средства до 1 декабря следующего года. Компания также не заметит каких-либо существенных выгод. Облегчение бремени ожидает только владельцев сельскохозяйственной и грузовой техники.

Перспективы внесенных изменений

Автомобилисты ожидали кардинальных поправок в действующем законодательстве в 2019 году. Однако они так и не произошли. Между тем вопрос об изменениях продолжает волновать автомобилистов до сих пор. Сегодня все чаще встречается утверждение о том, что целесообразнее было бы заменить транспортный налог на акцизный сбор, который и так вносят все автомобилисты при покупке бензина. Денежные средства также должны будут направляться на развитие и дорожных магистралей. Принятие подобного решения является вполне логичным.

Изменение обосновывается тем, что каждый хозяин машины должен будет вносить денежные средства пропорционально частоте эксплуатации машины и дорог. Однако для того, чтобы отменить налог, необходимо достаточно сильно поднять размер акциза. Все это приведет к достаточно серьезному увеличению стоимости топлива.

Пока корректива находится лишь на стадии обсуждения. Возможно, в 2019 году еще будут внесены определенные изменения в действующее законодательство. Пока хозяева машин остается лишь ждать.

Масленников Иван Иванович

С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.

Дорожный налог в 2015 году: новые правила игры

Транспортный налог начал действовать в СССР еще в 1920 году. Тогда им облагались не только автомобили, но и практически все средства передвижения, включая велосипеды. Расчет производился иным, нежели сейчас, способом. Неизменной осталось только использование налоговой ставки: она и почти сто лет назад лежала в основе дорожного сбора и отличалась в зависимости от города.

Налогообложение транспорта по-новому

В 2015 году дорожный налог будет рассчитываться по совершенно новой схеме. Сегодня, кроме мощности двигателя, при расчете используются такие показатели, как возраст машины, ее экологический класс (количество вредных выбросов в атмосферу), стоимость. Кроме того, что размер сбора существенно разнится в регионах, теперь еще и автовладельцы автомобилей премиум класса по цене свыше 3 миллионов рублей будут вынуждены платить больший налог.

Зачем такие сложности? Ответ прост: принятием этого закона правительство решило «убить двух зайцев», то есть, восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет. В предыдущие годы наполняемость казны именно дорожным сбором была очень низкой – всего порядка 40–55 процентов от положенной суммы. Автовладельцы просто не уплачивали автоналог, а по истечении трех лет заставить их сделать это по закону уже невозможно.

Вот и вынуждено государство использовать прогрессивные налоговые ставки. В зависимости от цены и возраста авто, теперь будут использоваться повышающие коэффициенты:

  • от 1,1 до 1,5 – такой коэффициент применяется к авто ценой 3–5 миллионов;
  • коэффициент 2 – для транспорта стоимостью 5–10 миллионов;
  • при стоимости 10–15 миллионов значение равно трем, и то, только при условии, что авто не старше 10 лет;
  • для самых дорогих авто по цене более 15 миллионов коэффициент также равен трем, но и машина может быть не старше 20 лет.

Количество лошадиных сил, на которое ранее ориентировались при подсчете суммы, теперь не играет прежней роли. Более всего «пострадают» автовладельцы машин с атмосферными двигателями большой мощности. В лучшем положении окажутся владельцы электромобилей – для них, вообще, предусмотрено полнейшее освобождение от транспортного сбора.

А как у них?

Экокласс авто – практически главный критерий при определении суммы налога в европейских странах. Более того, во многих из них транспортный сбор заменен экологической выплатой. Она направляется в бюджет, а затем расходуется на улучшение дорожного полотна, очистку воздуха и так далее.

Дорожный налог в Беларуси тоже подвергся изменениям. Базовая величина ставки налога с 2015 года поднялась на целых 20%. Сумма налога там зависит от веса машины:

  • авто менее 1,5 тонны – 3 ставки (примерно 2000 рублей);
  • 1,5–2 тонны – 6 ставок;
  • 2–3 тонны – 8 ставок;
  • свыше трех тонн веса авто – 11 базовых ставок.

Налог на допуск к дорожному движению, так это называется в РБ, будет направлен на строительство дорог и капремонт существующих. Оплачивается один раз в год, как правило, при прохождении техосмотра. Такая госпошлина была введена в 2014 году, но уже появилось много несогласных с таким нововведением. Сумма дорожного налога в РБ напрямую зависит от марки авто – больше всех платят владельцы премиум транспорта.

Льготирование в сфере транспортного сбора

Законно сэкономить на уплате сбора можно, если воспользоваться льготой, которую имеют:

  • ветераны;
  • инвалиды;
  • многодетные родители;
  • опекуны инвалидов;
  • «чернобыльцы».

Кроме того, некоторые юридические лица также имеют определенные льготы при оплате. Например, предприятия, основной деятельностью которых является перевозка пассажиров, освобождены от сбора. Однако это правило не касается такси.

Перечень льготных категорий определяется местными властями. Так, пенсионеры Москвы и московской области не освобождены от дорожного налога полностью. В Санкт-Петербурге люди пенсионного возраста освобождаются от него при соблюдении некоторых условий: авто отечественного производства, мощность – не более 150 л. с. От дорожного налога в Челябинской области освобождены:

  • инвалиды;
  • герои СССР, соцтруда, трудовой славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • многодетные родители и пенсионеры.

Узнать, какие именно категории граждан могут воспользоваться скидкой в определенном городе, можно в территориальном отделении ФНС или на ее официальном сайте. Поскольку налог является местным, то и льготирование предоставляется местными властями.

Как рассчитать сумму сбора в 2015 году?

Чтобы знать, какую сумму придется потратить в 2016, можно посчитать величину автоналога за текущий год. Самый простой способ – воспользоваться калькулятором расчета дорожного сбора. Он находится на официальном ресурсе ФНС. Необходимо ввести запрашиваемую информацию об автомобиле: его мощности, объеме двигателя и данные о льготах. Полученная сумма и будет той, которую необходимо внести в бюджет в следующем году.

Дорожный налог с 1 января 2015 года рассчитывается по формуле: налоговая ставка в конкретном регионе умножается на мощность авто и его возраст. Далее, в зависимости от цены машины полученное значение может быть помножено на повышающий коэффициент. Обычно расчет дорожного налога производится сотрудниками ИФНС, а автовладелец получает «готовую» квитанцию и уведомление об оплате.

Читайте так же:  Льгота на транспортный налог для многодетных семей

Полную стоимость налога на дороги надо оплатить в срок до 1.10 того года, который следует за отчетным. Такое правило прописано в 363-й статье НК РФ. Неуплата грозит штрафом, который будет начисляться помесячно с первого же дня образовавшейся задолженности.

Новые принципы расчета налога на транспорт

Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).

Помимо оплаты транспортного налога, для управления автомобилем необходимо купить полис осаго.Каско – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а каско – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличиеот ОСАГО, стоимость каско не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией. Купить каско и полис осаго можно в страховых компаниях.

Принципы расчета и уплата авансовых платежей по налогу на транспорт

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога для предприятий в ряде регионов подразумевает внесение в бюджет авансовых платежей. Что такое авансовые платежи по транспортному налогу? Как их исчислить, правильно отразить в бухгалтерском учете и в какой срок оплатить? На эти и некоторые другие вопросы постараемся ответить сегодня.

Платить или не платить авансы

Авансы по транспортному налогу (далее — ТН) — это предварительные платежи, которые производятся не в конце, а непосредственно во время налогового периода. Авансовые платежи по ТН обязаны производить все предприятия, на балансе которых стоят транспортные средства, попадающие под требования ст. 358 НК РФ. Исключение составляют предприятия, зарегистрированные в субъектах Федерации, которые отказались от авансов на региональном уровне. К таковым, например, относятся Москва и Свердловская область.

Подготавливая материал для этой статьи мы наткнулись на бурное обсуждение темы авансовых платежей по транспортному налогу на одном из бухгалтерских форумов. Суть дискуссии сводилась к следующему: можно не платить авансовые платежи по ТН, так как ФЗ №229 от 27.07.10г. с 01.01.11 г. отменил предоставление в ФНС декларации-расчета по авансовым платежам.

Так вот, убедительно просим: не путайте подачу декларации с уплатой налогов! Из того, что вам разрешили предоставлять документальный расчет всего один раз в год вместо четырех, вовсе не следует, что авансы платить не нужно. Если в законе вашего региона прямым текстом не сказано обратное, то авансы по ТН вы уплачиваете в общем порядке. А декларацию — да, действительно, можете подавать один раз в год. Не позднее 1 февраля!

Как рассчитать авансовый платеж?

Расчет авансового платежа по транспортному налогу за каждое ТС, состоящее на балансе, каждая фирма делает самостоятельно. Обычно это производится по формуле:

  • где СТН — ставка транспортного налога из соответствующего регионального перечня, НБ — налоговая база.
  • Если ТС было снято с учета в регистрирующем органе или вновь поставлено на учет в течение налогового периода, авансовый платеж рассчитывается по формуле:
  • 1/4*СТН*НБ*(N/3),
  • где СТН — ставка транспортного налога из соответствующего регионального перечня, НБ — налоговая база, N — число полных месяцев в отчетном периоде, в течение которых ТС было зарегистрировано на данное ЮЛ.

Приведем пример расчета авансового платежа:

ООО «Трансгаз» зарегистрировано в Санкт-Петербурге. 13 февраля фирма поставила на учет в ГИБДД г. Санкт-Петербург седельный тягач мощностью 420 л.с. С момента выпуска ТС прошло 2 года. Необходимо рассчитать авансовый платеж за первый квартал (на 1 апреля).

В законе СПБ №487-53 от 04.11.02г. для грузовых автомобилей мощностью свыше 250 л.с. и возрастом до 3 лет установлена ставка ТН = 45 руб./л.с. Так как тягач был поставлен на учет в феврале, то авансовый платеж нужно рассчитать не за полный квартал, а только за 2 месяца (в п.3 ст. 362 НК РФ сказано, что при расчете платежа по ТН месяц постановки ТС на учет засчитывается как целый).

Таким образом, сумма авансовых платежей по транспортному налогу к уплате: 1/4 * 45 руб/л.с.* 420л.с. * 2/3 = 3150 руб.

Учет авансов

Как и все налоговые платежи, авансы и основной платеж по ТН отражаются на 68-м счету «Расчеты по налогам и сборам». К нему следует открыть субсчет специально для ТН.

Дальнейшая корреспонденция счетов зависит от того, используется ли ТС в основной деятельности предприятия. Если ТС непосредственно связано с извлечением прибыли, то авансы можно отнести на расходы по обычным видам деятельности (раздел III плана счетов «Затраты на производство»), в противном случае их относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Таким образом, получаем следующие бухгалтерские проводки:

[1]

  • Д 20 (25,28 и т.д.) К 68 — начислен авансовый платеж;

[2]

  • Д 91.2 К 68 — начислен авансовый платеж;
  • Д 68 К 51 — уплачен авансовый платеж.

Несмотря на то, что ФНС отменил обязательную передачу расчетов по авансовым платежам, для того, чтобы фактически уплаченные суммы ТН можно было отнести на прочие расходы в целях налогообложения прибыли, они (суммы) должны быть документально оформлены (ст. 313 НК РФ). Подробнее об этом сказано Письме Минфина и ФНС РФ № ЕД-4-3/[email protected] от 09.07.11 г.

Налоговый учет авансов зависит от системы налогообложения, принятой на предприятии. Однако учитывать авансы нужно не в конце года, а в том же отчетном периоде, за который они были уплачены (Письмо Минфина №03-03-06/1/333 от 07.06.11 г.

Читайте так же:  Будет ли дешеветь недвижимость в россии

Сроки внесения авансов

Авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются в таком порядке и в те сроки, как это определено законом соответствующего субъекта. Как правило, это первый, второй и третий квартал. Например, за 2014 год последний платеж должен был быть внесен в феврале-марте текущего года, а дата ближайшего авансового платежа уже за новый, 2015 год — 1 октября.

На уплату предварительных платежей дается календарный месяц. В законах некоторых субъектов также оговаривается, что крайний срок внесения авансов должен приходиться на последний рабочий день. Днем уплаты ТН будет считаться день передачи платежного поручения в банк, поэтому нужно заранее определиться с датой, чтобы не было допущено просрочки. Допускается уплата налога на следующий рабочий день после истечения срока уплаты, но только в том случае если платежный документ передан не позднее времени закрытия межбанковских расчетов.

В случае если просрочка имела место быть, за каждый ее день будут начислены пени (ст. 75 НК РФ), включая выходные и праздники. Пени нужно рассчитать и уплатить вместе со следующим авансовым платежом или в полном объеме сразу после обнаржуения просрочки.

Пени по авансовому платежу = 1/300*СР*СЗ*Д, где СР-ставка рефинансирования на день просрочки, СЗ — сумма задолженности по налогу, д — число дней просрочки.

Как рассчитать транспортный налог для организации?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сперва рассчитайте налог за 1 год по каждому автомобилю, зарегистрированному на вашу организацию по формуле:

Налог на автомобиль = мощность двигателя в л.с. * ставка налога

Мощность двигателя можно узнать из ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля. Если мощность указана в кВт, переведите ее в лошадиные силы, умножив на 1,35962, и округлите результат до второго знака после запятой. Например, 250 кВт — это 339,91 л. с. (250 кВт x 1,35962).

Ставки налога установлены законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован автомобиль и узнать их размер в вашем регионе можно на сайте ФНС, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Если ставка зависит от возраста машины, считать его слудует с года, следующего за годом выпуска автомобиля (п. 3 ст. 361 НК РФ).

К примеру, год выпуска автомобиля — 2017. Тогда в 2017 году ему 0 лет, в 2018 — 1 год, в 2019 г. — 2 года и т.д.

Если вы владели автомобилем не весь год, налог скорректируйте на коэффициент Кв. Значение коэффициента определяйте с точностью до четвертого знака после запятой по формуле (п. 5.15 Порядка заполнения декларации):

Коэффициент Кв = Количество полных месяцев владения автомобилем / 12

Месяц приобретения включайте в расчет, если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно. А месяц выбытия автомобиля — если он снят с учета после 15-го числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Рассчитав налог по каждому автомобилю, результаты суммируйте. Вы получите исчисленный налог за год. Если в вашем регионе нет авансовых платежей, эту сумму и надо уплатить в бюджет. Если же вы платили авансовые платежи, по итогам года доплатите разницу между исчисленным налогом за год и авансами.

Особенности есть при расчете налога:

  • по дорогим автомобилям, к которым применяется повышающий коэффициент;
  • по грузовым автомобилям, зарегистрированным в системе «Платон».

Пример расчета транспортного налога для организации

У организации два автомобиля:

  • грузовой с мощностью двигателя 260 л. с., налоговая ставка 70 руб/л. с., поставлен на учет 15 марта;
  • легковой с мощностью двигателя 105 л. с., налоговая ставка 35 руб/л. с.
  1. Расчет транспортного налога по грузовому автомобилю.
    Коэффициент Кв:
  • в I квартале — 0,3333 (1 мес. / 3 мес.);
  • по итогам года — 0,8333 (10 мес. / 12 мес.).
  • за I квартал — 1 517 руб. (1/4 x 260 л. с. x 70 руб/л. с. x 0,3333);
  • за II квартал — 4 550 руб. (1/4 x 260 л. с. x 70 руб/л. с.);
  • за III квартал — 4 550 руб. (1/4 x 260 л. с. x 70 руб/л. с.).

Налог за год — 15 166 руб. (260 л. с. x 70 руб/л. с. x 0,8333).
Расчет транспортного налога по легковому автомобилю.
Авансовые платежи:

  • за I квартал — 919 руб. (1/4 x 105 л. с. x 35 руб/л. с.);
  • за II квартал — 919 руб. (1/4 x 105 л. с. x 35 руб/л. с.);
  • за III квартал — 919 руб. (1/4 x 105 л. с. x 35 руб/л. с.).

Налог за год составит 3 675 руб. (105 л. с. x 35 руб/л. с.).
Расчет налога к уплате.
Авансовые платежи:

  • за I квартал — 2 436 руб. (1 517 руб. + 919 руб.);
  • за II квартал — 5 469 руб. (4 550 руб. + 919 руб.);
  • за III квартал — 5 469 руб. (4 550 руб. + 919 руб.).

[3]

Налог, подлежащий уплате за год, — 5 467 руб. ((15 166 руб. + 3 675 руб.) — 2 436 руб. — 5 469 руб. — 5 469 руб.).

Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?

Правовые основы расчета транспортного налога

Принципы расчета и базовые ставки транспортного налога установлены гл. 28 НК РФ. Однако, поскольку этот налог является региональным, он вводится в действие законами регионов и имеет свои особенности в каждом из них.

Так, регионам дано право:

  • самостоятельного регулирования налоговых ставок, установленных НК РФ (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), с отклонением не более чем в 10 раз от базовых ставок; при этом ограничение в сторону уменьшения не касается легковушек с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно;
  • установления собственного порядка и сроков уплаты налога;
  • введения собственной системы льгот по налогу.

О том, как могут различаться ставки по регионам РФ, читайте в статье «Ставки транспортного налога по регионам — таблица 2018-2019».

С учетом этого тем, кто хочет узнать, как считается транспортный налог, нужно не только познакомиться с текстом гл. 28 НК РФ, но и внимательно изучить актуальный закон того региона, где стоит на учете транспорт, по которому предстоит уплачивать транспортный налог.

Плательщиками транспортного налога являются организации и физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При этом плательщик необязательно будет его собственником. Важен непосредственно факт регистрации. Так, регистрация автомобиля может быть оформлена на лизингополучателя — юридическое лицо на период действия договора лизинга или на физлицо при владении и распоряжении им автомобилем по доверенности.

Читайте так же:  Как разделить имущество, нажитое в гражданском браке

Объекты налогообложения — самоходные машины и механизмы, как правило, имеющие двигатели и способные передвигаться по земле, воде, воздуху.

Ряд видов транспорта освобожден от налога (п. 2 ст. 358 НК РФ). В частности, налог не уплачивается:

  • по автомобилям, оборудованным для инвалидов;
  • автомобилям, полученным через органы соцзащиты;
  • транспорту, находящемуся в розыске (этот факт должен быть подтвержден документально).

Налоговая база для транспортных объектов может быть разной (мощность, тяга двигателя, вместимость или единица транспорта). По автомобилям она определяется мощностью двигателя в лошадиных силах, указанной в ПТС. Если она приведена в киловаттах, то необходимо сделать пересчет в лошадиные силы (умножив киловатты на коэффициент 1,35962), при этом пересчитанную базу округляют до 2 знаков после запятой.

Налоговый период по транспортному налогу — год. Организации должны рассчитать транспортный налог самостоятельно, представляя декларацию в ИФНС 1 раз за год, но могут уплачивать при этом ежеквартальные авансовые платежи. Физлица уплачивают налог 1 раз в год на основании расчета, сделанного ИФНС и предоставленного налогоплательщику в уведомлении. Поскольку реальное положение дел может иметь существенные расхождения с данными, которыми располагает ИФНС, налогоплательщик-физлицо тоже должен знать, как рассчитывается транспортный налог, чтобы проверить предоставленный ему расчет. Расчет налога, подлежащего уплате за год, достаточно прост: налоговую базу по каждому объекту умножают на ставку, установленную для него региональным законом. При этом, если объект был зарегистрирован на налогоплательщика неполный год, то применяют коэффициент, учитывающий долю реального налогового периода.

Ранее (до 2016 года) неполные месяцы регистрации принимались за полные, в т. ч. одним полным месяцем считался и тот месяц, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета. В 2018–2019 годах за полный принимается тот неполный месяц, в котором транспорт приобретен до 15 числа или выбыл после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Разъяснения чиновников по уплате ТН за неполный месяц владения ищите здесь.


Если ставка по какому-то объекту законом региона не установлена, то используют ставку, приведенную в НК РФ. В случае возникновения сомнений, к какой категории относится ваш транспорт, для целей расчета транспортного налога можно обратиться за разъяснениями к письму ФНС РФ от 18.02.2008 № ШС-6-3/[email protected] При наличии нескольких транспортных объектов налоги, рассчитанные по ним, суммируются.

В отношении дорогостоящих автомобилей нужно рассчитать транспортный налог с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3,0), который зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ). Дорогостоящим считается автомобиль со средней стоимостью выше 3 млн руб. Ежегодно перечень таких автомобилей публикует Минпромтрог.

По каким автомобилям с 2018 года скорректировали повышающий коэффициент, узнайте из публикации.

Подробнее о повышающем коэффициенте читайте в этой статье.

Как посчитать транспортный налог на машину в Москве

За последние годы технология расчета суммы транспортного налога корректировалась. Чтобы разобраться в этих корректировках и уметь рассчитывать налог за любой период, рассмотрим нюансы расчета налога за последние 3 года (с 2015 по 2017 год).

Как рассчитать транспортный налог в 2015 году в Москве?

Расчет производится по правилам, установленным в гл. 28 НК РФ и законе Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Расчет налога осуществляют путем умножения налоговой базы на ставку, установленную в законе № 33 для соответствующего транспортного средства с учетом периода регистрации транспортного средства и с применением повышающего коэффициента (если в этом есть необходимость).

В 2015 году за полный месяц владения принимался любой неполный месяц, вне зависимости от того, в какой половине месяца возникло или утрачено это право.

Закон № 33 содержит достаточно широкий перечень налоговых льгот для физлиц. Предоставление льготы возможно только по одному из оснований и только по одному транспортному средству, при этом льготы неприменимы к легковым авто с мощностью выше 200 л. с. Льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика с приложением копии документа, дающего право на льготу.

В июле 2016 года был принят закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, добавивший в гл. 28 НК РФ новую ст. 361.1. Эта статья установила льготы в отношении уплаты налога по большегрузным авто для физлиц, выразившиеся в возможности уменьшения налога вплоть до нуля на суммы внесенной в бюджет платы за вред, причиняемый дорогам этим транспортом. Льгота установлена на период до 2018 года и может быть применена к расчету налога за 2015 год (п. 3 ст. 2 закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ). Заявить о праве на нее физлицо должно самостоятельно, подав в ИФНС подтверждающие документы.

Уплату налога в Москве осуществляют 1 раз за прошедший год:

  • компании — до 5 февраля года, следующего за отчетным;
  • физлица — до 1 декабря года, следующего за расчетным (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларацию юридические лица представляют в ИФНС до 1 февраля года, следующего за отчетным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года для физлиц, не получивших из ИФНС уведомлений об уплате транспортного налога, введена обязанность информировать инспекцию о наличии такого имущества (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Иначе будет штраф по п. 3 ст. 129.1 НК РФ в размере 20% от неуплаченного налога.

Как рассчитать транспортный налог за 2016 год для Москвы?

Сделать это можно воспользовавшись все тем же законом № 33. Формула расчета транспортного налога за 2016 год и применяемые ставки остались такими же, как и для 2015 года. Поэтому те, кто уже имел дело с расчетом этого налога, знают, как посчитать транспортный налог на автомобиль за 2016 год. Учесть здесь надо будет то, для 2016 года:

  • По-новому следует определять полный месяц владения транспортным средством. Таким месяцем будет считаться тот, в котором транспорт оказался во владении до 15-го числа или выбыл из него после 15-го числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Отнесение автомобиля к дорогим будет определяться по соответствующему перечню, опубликованному на сайте Минпромторга до 1 марта 2016 года (п. 2 ст. 362 НК РФ).
  • Появилась возможность уменьшить (вплоть до нуля) налог, начисленный по большегрузным автомобилям, на сумму сделанной оплаты за причиняемый ими вред дорогам (ст. 361.1, п. 2 ст. 362 НК РФ). Применять такой вычет можно будет к расчетам по налогу в периоде 2016-2018 годов.
Читайте так же:  Два способа оформления налогового вычета

Что учесть при расчете транспортного налога за 2017–2018 годы?

В 2017 году следует руководствоваться порядком, действовавшим для 2016 года, с учетом того, что в 2017 году на сайте Минпромторга снова обновился список дорогостоящих авто.

О том, как уплачивать налог за дорогое авто, если оно не числится в списке Минпромторга, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если автомобиль дорогой, но его нет в перечне Минпромторга».

При расчете налога за 2017 год также необходимо учесть ряд корректировок. Таблицу изменений по транспортному налогу вы найдете в этой публикации.

В 2018 году при исчислении транспортного налога следует учесть изменения, о которых мы вас регулярно информируем на нашем сайте: «Транспортный налог-2018: изменения».

Расчет налога осуществляют путем умножения налоговой базы на ставку, установленную в региональном законе для соответствующего транспортного средства с учетом периода регистрации транспортного средства и с применением повышающего коэффициента (по дорогим автомобилям).

При расчете налога необходимо учитывать особенности регионального законодательства (по размерам ставок, льготам, срокам уплаты и т. д.).

Расчет транспортного налога в 2016 году

Для расчета транспортного налога необходимо вначале определиться с видом транспортного средства. В соответствии с Налоговым кодексом транспортный налог рассчитывается только для транспортных средств, относящихся к объектам налогообложения (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса).

Виды транспортных средств

К транспортным средствам, подлежащим налогообложению, относятся:

  • самоходный транспорт (автобус, легковой и грузовой автомобиль, мотоцикл, мотороллер и т.д.);
  • самоходные машины и др. механизмы на гусеничном и пневматическом ходу;
  • самоходный морской и речной транспорт (гидроцикл, моторная лодка, катер, парусное судно, яхта, теплоход) и несамоходные (буксируемые суда);
  • техника для передвижения по снегу (мотосани, снегоход);
  • прочие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Транспортные средства, по которым не начисляется налог

Транспортные средства, которые не подлежат регистрации и в отношении которых не производится начисление транспортного налога, перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ:

Определение налоговой базы

Оценка налоговой базы производится по каждому объекту отдельно (в соответствии со ст. 359 Налогового кодекса).

  • Для транспортных средств с двигателем используются лошадиные силы (если данные указаны в киловаттах, необходим перевод в л.с.).
  • Для воздушного транспорта с реактивным двигателем – паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
  • Несамоходный транспорт (буксир) – размер суммы по валовой вместимости (реестровые тонны);
  • Прочие водные и воздушные транспортные средства, не указанные в предыдущих пунктах, – в единицах транспортных средств.

Налоговая ставка зависит от категории объекта, мощности двигателя/силы тяги/единиц транспортных средств. Размер ставки устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более или менее чем в 10 раз по сравнению со значениями, указанными в ст. 361 Налогового кодекса. Региональная ставка может быть дифференцирована по экологическому классу или возрасту транспортного средства. Субъекты Российской Федерации не могут уменьшать налоговую ставку на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Расчет транспортного налога

Сумма налога рассчитывается в соответствии с условиями, указанными в ст. 362 Налогового кодекса. Если в территориальном округе определены отчетные периоды (квартал), то за каждый период перечисляются авансы, а в конце года уплачивают излишки. Если отчетный период не установлен, то тогда сумма налога платится одним платежом по истечении года.

Формулы расчета транспортного налога

Без отчетных периодов:

Итоговая сумма к уплате = Налоговая база * Ставка

С отчетными периодами:

Аванс, который необходимо уплатить 1 раз в 3 месяца = Итоговая сумма / 4

Аванс, который необходимо уплатить 1 раз в 3 месяца = Налоговая база * Ставка / 4

Остаточная сумма по итогам года = Налоговая база * Ставка – Перечисленные авансы

Пример расчета

Предприятие имеет автобус, мощность двигателя которого составляет 160 л.с. Ставка транспортного налога – 5 руб./л.с. (до 200 л.с. включительно).

Транспортный налог за год:

160 л.с. * 5 руб./л.с. = 800 руб.

Основные проблемы при расчете транспортного налога возникают при определении типа транспортных средств. Например, при расчете налога на транспорт грузопассажирского предназначения (автофургон, 7 мест, до 3,5 т, категория по ПТС – «В») налоговый орган будет интерпретировать данное транспортное средство не как легковое, а как грузовое. Для ухода от различий в толковании категорий рекомендуется использовать Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), Конвенцию о дорожном движении.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подобные сложности возникают при оценке сельскохозяйственной техники: если техника используется в сельском хозяйстве, она не облагается налогом, а если в иных целях – то облагается.

Источники


  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  2. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  4. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
Новые принципы расчета налога на транспорт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here