Налог с продаж

Предлагаем статью на тему: "Налог с продаж" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Юридический блог

Расчет налога с продаж

Расчет налога с продаж рассчитывается в процентах. Налог с продаж это доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Расчет налога с продаж

Любой бизнесмен делает примерные расчеты в голове, сколько получиться прибыли с продажи товара, а также сразу рассчитываются в голове налоги с продажи. Сравнить можно на примере урожая картошки или др. Часть этого урожая будет гнилой или порченной. Эту часть мы спишем на налоговую потерю.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Расчет налога с продаж

В Государственную налоговую инспекцию Приложение 3

по ————- району к Закону ——— области

от плательщика от 31.12.14. № 350-46

г. ——-, ул. —————, 10-111 госналогинспекции

Налог с продаж

В налоговой системе РФ с 1999 г. среди косвенных налогов появился еще один — налог с продаж. Он установлен Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ, а ныне действует в соответствии с главой 27 Налогового кодекса. Главная цель его введения — помочь бюджетам субъектов Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган Российской Федерации вводит на подведомственной территории налог с продаж, конкретизируя общие правовые положения — ставку налога, порядок его взимания и уплаты, а также форму отчетности. Налог с продаж, являясь региональным, поступает в бюджет субъекта Федерации, который его ввел. В Москве налог действует в соответствии с Законом «О налоге с продаж» по г. Москве от 17 марта 1999 г. № 14 с 1 июля 1999 г.

С появлением налога с продаж прекращается взимание регионального налога на нужды образовательных учреждений и 16 (из 24) местных налогов.

[1]

Плательщиками налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен этот налог.

Объектом обложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Федерации, если эта реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Налоговые льготы предоставляются при реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  • • хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, растительного масла, муки, яиц, круп, сахара, соли, картофеля;
  • • детской одежды и обуви;
  • • лекарств;
  • • жилищно-коммунальных услуг;
  • • зданий, сооружений, земельных участков, ценных бумаг;
  • • учебной и книжной продукции;
  • • услуг в сфере культуры и искусства и некоторых других.

Не облагаются налогом субъекты, имеющие свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации, подлежащие обложению налогом с продаж и не подлежащие обложению этим налогом, обязаны вести раздельный учет этих операций.

Налоговая база определяется исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам) с учетом НДС, акцизов, без включения в нее налога с продаж.

Максимальная налоговая ставка устанавливается законами субъектов Федерации в размере не выше 5%. Причем не допускается применение дифференцированных налоговых ставок при реализации отдельных товаров (работ, услуг).

Реализуя товары (работы, услуги), налогоплательщик включает сумму налога с продаж в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю (заказчику). Эта сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого отчетного периода (календарный месяц) умножением налоговой базы на ставку налога.

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению.

Срок уплаты налога определяется законом субъекта РФ, но обычно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а для индивидуальных предпринимателей — квартал с уплатой не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Налоговая декларация по налогу с продаж должна подаваться в сроки представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации при введении налога с продаж определяют конкретный порядок его уплаты. При этом зачастую вводится уплата авансовых платежей. Так, в Москве плательщики налога с продаж в течение квартала совершают авансовые платежи, рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета и отчетности об объеме реализации продукции (работ, услуг) за предшествующий месяц и ставки налога. Авансовые взносы уплачиваются не позднее 15-го числа каждого месяца. Юридические лица — плательщики ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты сумм налога, подлежащего уплате в бюджет.

В связи с тем, что налог с продаж является региональным, он зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Если фирма заключает договор комиссии (договор поручения), фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям комиссионером (поверенным) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу комиссионера (поверенного) или на его расчетный счет, то обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного), который признается при этом налоговым агентом.

Читайте так же:  Индексы российского фондового рынка основные и второстепенные

Сумма налога рассчитывается из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного). Комитент (доверитель), получив выручку от комиссионера (поверенного) освобождается от налога с продаж, так как комиссионер этот налог уплатил.

Датой реализации товара (работ, услуг) считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках или день поступления выручки в кассу (или передача товара покупателю).

Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места расположения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Федерации, в котором осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг) исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога возлагается на налогоплательщиков.

Вопросы бухгалтерского учета по налогу с продаж излагаются в Письме МНС от 31 декабря 1998 г. № ВГ-6-01/930.

Налог с продаж утрачивает силу с 1 января 2004 г.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Найдено 8 определений термина НАЛОГ С ПРОДАЖ

НАЛОГ С ПРОДАЖ

налог, устанавливаемый в процентах к стоимости, цене продаваемых товаров и услуг. Является разновидностью акцизного налога.

Налог с продаж

e) sales tax (f) taxe sur la vente (d) Verkaufssteuer Муниципальный налог на продаваемые товары и услуги, добавляемый к их цене, в размере установленного процента.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Налог, взимаемый при продаже товара в виде надбавки к его цене. Может уплачиваться непосредственно покупателем или продавцом в процентах от товарооборотаСм. НАЛОГИ.

НАЛОГ С ПРОДАЖ (НАЛОГ С ОБОРОТА)

форма косвенного налога, величина которого включается в продажную цену товара и выплачивается потребителем. К налогам с продаж относятся налог на добавленную стоимость и акциз.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

(sales tax) Налог на продажи в деловой сфере. Налог на продажи обычно представляет собой фиксированный процент общей суммы продаж определенных групп товаров и услуг. Налоги на продажи используются для увеличения поступлений в бюджет, как например, в некоторых штатах США. Хотя в принципе налог на добавленную стоимость (НДС) (value-added tax, VAT) имеет более высокую экономическую эффективность, налогом на продажи гораздо легче управлять, когда существует большое число видов бизнеса, подпадающих под налогообложение, а фирмы, занимающиеся ими, ведут свои операции одновременно в нескольких государствах.

Налог с продаж

Налог с продаж с 1 января 2002 года регулируется главой 27 НК РФ «Налог с продаж». Налог с продаж является региональным налогом. Налог косвенный.

Налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 347 НК РФ).

Налогоплательщиками налога с продаж признаются:

2) индивидуальные предприниматели (ст. 348 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (ст. 349 НК РФ).

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) указаны в ст. 350 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 352 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов (ст. 353 НК РФ).

С 1 января 2004 года, налог с продаж взиматься не будет. Так, ст. 4 федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ устанавливает, что глава 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года. Таким образом, с этой даты, налог с продаж взиматься на территории России не будет (если законодатели не передумают).

НАЛОГ С ПРОДАЖ

НАЛОГ С ПРОДАЖ

— хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

— детской одежды и обуви;

— лекарств, протезно-ортопедических изделий;

— жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

— зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

— путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

— товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

— учебной и научной книжной продукции;

— периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

— услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

— услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

— услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

— услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

— ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

— услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (ст. 350 НК). Налоговая база — стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (ст. 351 НК). Налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 352 НК). Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 5%. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок:

Читайте так же:  Что такое ipo и зачем его проводить

— в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки;

— в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров, работ, услуг (ст. 353 НК).

— региональные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г» п. 1 ст. 20;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— местные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г», «е», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р», «с», «т», «у», «ф», «х», «ц» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы.

Кто и какие налоги платит с продажи движимого и недвижимого имущества?

Имущество – это то, чем обрастает жизнь каждого человека или деятельность компании. А когда приходит необходимость продать свою собственность, стоит помнить, что данная сделка приносит доход, с которого надо будет заплатить определенный вид налога.

Общие сведения про налог с продаж имущества

Определение

Этот налог взимается с доходов, полученных гражданами или компаниями при продаже принадлежащего им имущества. Так как продавец перечисляет налоговые суммы из собственных средств, не перекладывая их на конечного потребителя проданного имущества, то этот налог можно отнести к категории прямых.

Про отдельный налог с продажи расскажет данный видеосюжет:

Нормативное закрепление

Права и обязательства всех участников данного процесса закреплены в налоговом и гражданском законодательстве РФ. Это следующие акты:

  • 23-я глава НК посвященная НДФЛ.
  • 25-я, в которой сведения о налоге на прибыль.
  • 21-я – про НДС.
  • 207-я статья НК о применении подоходного налога.
  • 220-я – о возможности вычетов.
  • 217-я, указывающая на возможности не платить этот налог.
  • 1114-я и 1152-я статьи ГК РФ, рассказывающие о порядке наследования имущества.

Так как налоги от продажи своего имущества обязаны платить все:

То и виды налогов тоже разные. Это:

  • НДФЛ для граждан и иных физических лиц.
  • Налог на прибыль, если компания работает на ОСНО.
  • Налогообложение в соответствии с упрощенными спецрежимами, если компания работает на одном из них (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН).

Кроме того в некоторых случаях платится и НДС. Это происходит если фирма на ОСНО. НДС начисляется при продаже:

  • Нежилой недвижимости.
  • Движимого имущества (например, автомашины).

Плательщики

  • Обычные граждане, проживающие в стране и официальные плательщики НДФЛ на своей работе.
  • Иностранцы, продавшие имущество в РФ, как резиденты, так и нет.
  • Пенсионеры отдельных льгот не имеют и платят НДФЛ на общих условиях.
  • Компании, работающие на ОСНО.
  • Фирмы на спецрежимах.
  • ИП, имеющие возможность выбора: платить НДФЛ, если продают имущество от себя, или налог в соответствии с режимом работы своего предприятия, если имущество «участвует» в хозяйственной деятельности.

Налогооблагаемое имущество

Имущество, продажа которого требует уплаты налогов, может быть, двух видов:

Причем разница не только в названии, но и в подходе к налогообложению. Недвижимым имуществом называются физические объекты, переместить которые невозможно, не причинив им ущерб, и это:

[3]

Остальное имущество считается движимым и среди него:

Оплата налогов

При определении величины налога важное значение имеет облагаемая сумма. Это может быть:
  • Сумма, которая была заплачена за имущество при его продаже.
  • Стоимость имущества за минусом налоговых вычетов. Это действует для недвижимого и отчасти движимого (например, авто) имущества.
  • Стоимость недвижимости, уменьшенная на подтвержденные затраты на ее покупку или ремонт.

Дополнительно на налог с продажи влияет срок владения. Если хозяин продает имущество, владев им более определенного срока, то он освобождается от налогов полностью. Это:

  • 5 лет для недвижимости, приобретенной в 2016-ом году и позже.
  • 3 года для остальной недвижимости, в том числе подаренной и наследственной, а так же для движимого имущества (автомобилей).

Почему налог с продаж является неконституционным, расскажет эксперт в данном видеоролике:

Ставки, в зависимости от юридического и налогового статуса продавца имущества следующие:

  • 13% обязаны заплатить граждане и иностранцы, постоянно (больше чем полгода) проживающие в стране, они же резиденты.
  • 30% ставка для тех, кто не живет здесь постоянно (нерезидентов).
  • 20% для компаний на ОСНО (на прибыль).
  • 18% – НДС (кому положено).
  • При УСН «Доходы» – 6%, а «Доходы минус расходы» – 15% с разницы.

Необлагаемая сумма

Все зависит от типа имущества. Продавец имущества один раз за отчетный период (год) может воспользоваться налоговым вычетом из стоимости продажи размером:

  • Миллион – для недвижимости.
  • Двести пятьдесят тысяч, если имущество движимое (автомобиль).

Формула расчета

Формула для расчета налога зависит от конкретных обстоятельств сделки. Это можно увидеть на примере продажи автомобиля:
  • Для иностранца-нерезидента, продавшего авто за 815000 рублей, налог считается так: Сумма продажи×30%, то есть 815000×0,3 = 224000 рубля.
  • Для гражданина РФ, продавшего машину за эту же сумму, но взявшего вычет все выглядит по-иному: (Сумма продажи – вычет)×13%, или (815000 – 250000)×0,13 = 73450.
  • Если сумма продажи равна сумме вычетаили меньше, то есть авто продано не дороже 250000, то налог платить не надо.

Как не платить

Чтобы избежать уплаты налога на продажу, достаточно воспользоваться одним из изложенных ниже советов:

  • Дождаться окончания срока, после которого начинается налоговая амнистия. Это 5 лет или 3 года, в зависимости от типа и способа получения имущества.
  • Совершить сделку без получения прибыли. То есть продать квартиру или авто за те же деньги, что и купил или дешевле. Документы на подтверждение покупных расходов – обязательны.
  • Совершить сделку на сумму налогового вычета: 1000000 рублей для недвижимости, 250000 – для авто.

Еще больше полезной информации по налогу с продаж содержится в видео ниже:

НДС и налог с продаж

В отличие от налога с оборота налог с продаж одностадийный. Он может удерживаться на разных стадиях производства и распределения и соответственно приобретать разные формы — налога с продаж производителей, налога с оптовой продажи (налога на оптовую торговлю), налога с розничной продажи (налога на розничную торговлю). Из всех видов налога с продаж таким, который порождает наименьшие деформации, считается налог на розничную торговлю, поскольку другие виды налога с продаж не исключают возможности возникновения кумулятивного эффекта; создают стимулы для перенесения экономической деятельности на этапы распределения, не подлежащие налогообложению; дестимулируют интеграцию функций производства, оптовой и розничной торговли. По этой причине НДС имеет смысл сравнивать только с налогом на розничную торговлю.

Читайте так же:  Порядок возврата товара, купленного в интернет-магазине

Как свидетельствуют данные табл. 8.2, при условии одинаковых ставок налог на розничную торговлю позволяет обеспечить такие же поступления в бюджет страны, как и НДС. Кстати, к аналогичному выводу на основании собственных расчетов пришел также И. Трунин [1] .

Сторонники отмены НДС, как правило, делают акцент на следующих его недостатках, которых якобы можно избежать при переходе к налогу с продаж.

  • 1. НДС является наиболее обременительным для отраслей с высокой добавленной стоимостью, сдерживая их развитие, в связи с чем переход к налогу с продаж обеспечит желаемую нейтральность и создаст для всех отраслей идентичные условия, расширив при этом еще и ресурсы развития для начальных стадий производственно-сбытового цикла.
  • 2. Корпоративное администрирование НДС имеет слишком высокие издержки, которые несут именно добросовестные налогоплательщики. Эти издержки с течением времени не только не снижаются, но и имеют тенденцию к увеличению. В свою очередь, администрирование налога с продаж, как свидетельствует практика, для предприятий не является обременительным.
  • 3. Слишком уж большими становятся масштабы злоупотреблений с НДС, причем во всех их проявлениях, как в плане уклонения от уплаты этого налога, так и в аспекте незаконного возмещения НДС из бюджета, особенно при экспортных операциях. Что равносильно, по сути, перекачке средств через бюджет от добросовестных налогоплательщиков к недобросовестным, или, иными словами, финансированию добросовестными налогоплательщиками этих махинаторов.

Преимущества налога с продаж по сравнению с многостадийным налогом с оборота и НДС заключаются в том, что предприятия, занимающиеся производством и оптовой торговлей, не несут никакой налоговой нагрузки, что способствует их развитию. Кроме того, налог с продаж прост в администрировании.

Вместе с тем очевидных преимуществ НДС, которых нет в налоге с продаж, существенно больше.

[2]

Во-первых, обязательства по уплате НДС распределяются между разными налогоплательщиками по всему производственно-сбытовому циклу, поэтому уклонение одного из предприятий этого цикла от уплаты НДС влечет только частичную потерю налога для бюджета. В то время как в налоге с продаж обязательства по уплате концентрируются на сбытовой стадии данного цикла. Если же эта сбытовая организация уклонится от налогообложения, тогда уже вся сумма налога с продаж будет потеряна для бюджета. В итоге вероятность уклонения от уплаты налога с продаж не меньше, чем в НДС, а, наоборот, во много раз выше.

Во-вторых, государственное администрирование НДС охватывает весь круг организаций производственно-сбытового цикла, но основное внимание при этом уделяется администрированию крупнейших налогоплательщиков, которые в России обеспечивают около 80% поступлений этого налога. Их не так уж и много, и состоят они все на особом учете. Сбытовое же звено — самое многочисленное — зачастую освобождается от такого администрирования, поскольку не является плательщиками НДС. При налоге с продаж издержки государственного администрирования неизбежно увеличатся, поскольку соответствующим контролем должны быть охвачены сотни тысяч розничных торговых точек, вплоть до самых мелких. И естественно, налог с продаж не предусматривает возможности каких- либо стимулирующих освобождений для малого бизнеса.

В-третьих, НДС является интеграционным налогом, создающим условия для развития международной торговли и кооперации, поскольку гармонизированные принципы и правила этого налога обеспечивают во всех странах логику однократного обложения НДС импортируемых и экспортируемых товаров, работ и услуг. В свою очередь, налог с продаж является сепаратистским (исключительно внутринациональным) налогом, поскольку он не унифицирован для международной торговли.

В-четвертых, с позиций предприятий НДС лучше тем, что он не требует разграничивать товары для перепродажи и для производственных целей, все определяется разницей между «входящим» и «исходящим» НДС. Налог с продаж потребует очень четкого разграничения таких товаров и услуг, поскольку облагаться должен именно акт продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю. Поэтому покупка товаров, работ и услуг для производственных целей не должна входить в объект налогообложения, что сразу создаст возможность для массы злоупотреблений.

В-пятых, с позиций государства НДС предпочтителен тем, что он обеспечивает большую устойчивость поступлений, не зависящую в такой мере от колебаний потребительского спроса, как налог с продаж, поскольку взимается еще на стадиях производства. Кроме того, НДС имеет более широкую налоговую базу, в которую входят не только реализация произведенных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) потребителю, но и все непроизводственные покупки. Речь здесь идет о товарах (работах, услугах), выполненных для собственных нужд внутри предприятия, и о строительно-монтажных работах для собственного потребления.

Кроме того, для НДС характерны встроенные механизмы противодействия уклонениям от его уплаты [2] .

  • 1. При расчете суммы налоговых обязательств плательщик должен подтвердить сумму НДС до возмещения соответствующими документами.
  • 2. Механизм взимания НДС предусматривает обязательное документальное сопровождение как операций продажи, так и операций покупки. С одной стороны, это обеспечивает создание более надежного аудиторского «следа», следовательно, увеличивает вероятность выявления случаев уклонения от налогов во время проверок. С другой стороны, создает возможность для сочетания налогового контроля за правильностью расчета и уплаты НДС с контролем за уплатой налога на прибыль, благодаря чему повышается вероятность выявления злоупотреблений.
  • 3. Порядок уплаты НДС создает стимулы для поставщиков и покупателей к добросовестному оформлению договоров. Эти стимулы связаны с тем, что покупатель заинтересован в отображении в счете-фактуре более высокой цены для получения большей суммы налогового кредита, в то время как интерес поставщика заключается в занижении цены реализации по сравнению с реальной. В результате в счете- фактуре при отсутствии дополнительных обстоятельств будет зафиксирована фактическая цена договора.

Эти и некоторые другие причины, связанные с развитием международной торговли и необходимостью унификации непрямого налогообложения, сыграли решающую роль в замене налогов с оборота и продажи налогом на добавленную стоимость и в его распространении во всем мире. Таким образом, попытки некоторых стран с трансформационной экономикой, вызванные трудностями с администрированием НДС, осуществить обратное движение — от НДС к налогу с продаж — выглядят необоснованными и противоречащими мировым тенденциям развития налогообложения.

Налог с продаж в Минфине видят как копию налога, отмененного десять лет назад

Минфин РФ подготовил и разослал ведомствам на согласование проект закона о введении регионами налога с продаж (НСП). Текст, по данным «Ъ», практически полностью совпадает с текстом отмененной десять лет назад главы Налогового кодекса (НК) об этом налоге. В новой редакции изменена лишь ставка — 3% с цены товаров и услуг вместо прежних 5% — и убрана норма о том, что налог не взимается с безналичных покупок граждан. Формальный подход Минфина к написанию проекта может свидетельствовать о том, что ведомство хотело привычно использовать идею в спорах о способах балансировки бюджета, но встретило неожиданную поддержку.

Читайте так же:  Что такое незаконченное и неполное высшее образование

Законопроект «О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ» подготовлен Минфином в соответствии с поручением Владимира Путина от 3 июля и Дмитрия Медведева от 10 июля этого года. Согласно проекту, в НК с 1 января 2015 года должна появиться новая гл. 30.1 «Налог с продаж». Она установит общие параметры налога, решение о его введении каждый регион будет принимать самостоятельно — принятием отдельного закона.

Плательщиками нового налога станут организации и индивидуальные предприниматели, реализующие физическим лицам товары, работы и услуги. Максимальная ставка налога — 3% от цены реализации (включая НДС и акцизы). Регионы по желанию смогут установить и меньшую ставку, но она должна быть единой для всех — проект запрещает дифференцировать ставку по видам товаров и категориям плательщиков.

Минфин предлагает не брать налог при продаже гражданам хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, растительного масла, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, а также лекарств, детского и диабетического питания, детской одежды и обуви. Этот список частично совпадает с перечнем так называемых социально значимых товаров, которые сейчас облагаются льготной десятипроцентной ставкой НДС. Но есть и отличия: например, льготный НДС действует для мяса, рыбы и овощей — налогом с продаж эти продукты в случае принятия законопроекта будут облагаться по общим правилам. От нового налога проектом также освобождаются услуги предприятий ЖКХ, транспортных организаций, банков, сферы образования, культуры и социального обслуживания.

Есть в перечне освобождений и реализация «зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг». В данном случае освобождение, по всей видимости, вызвано не столько стремлением к социальной справедливости (как в ситуации с базовыми продуктами и услугами), а осторожностью Минфина — начисление трехпроцентного налога при весьма значительных ценах объектов недвижимости могло бы существенно изменить ситуацию на этом рынке и привести к расцвету схем ухода от налогообложения.

Впрочем, применительно к параметрам этого законопроекта вряд ли стоит всерьез говорить о замыслах и мотивации именно Минфина. Дело в том, что все перечисленное содержалось и в прежней, действовавшей до 1 января 2004 года гл. 27 НК «Налог с продаж» — тексты двух документов практически неотличимы. В новой редакции исчезла норма о том, что налог взимается лишь при продажах за наличный расчет, а также с использованием банковских карт (сейчас его предлагается брать вне зависимости от способа оплаты). Кроме того, изменена ставка платежа — 3% вместо 5% — и внесены несущественные технические дополнения. Никакого решения серьезной юридической проблемы прежней версии не предложено. Конституционный суд (КС) РФ в 2003 году признал одновременное взимание НДС и налога с продаж неконституционным. Впрочем, речь в споре в КС тогда шла только о двойном обложении покупок, совершаемых индивидуальными предпринимателями. Хотя обычной мировой практикой является взимание или НДС (страны Евросоюза), или налога с продаж (США), само по себе сочетание двух налогов в одной налоговой системе КС не запрещено и теоретических проблем системе налогообложения не создает.

Во многом почва для введения НСП была подготовлена вице-премьером Аркадием Дворковичем — он много лет призывал к замене этим налогом НДС, но речь шла о снижении, а не о росте налоговой нагрузки. Напомним, Минфин начиная с 2006 года последовательно отвергал идею возрождения налога с продаж, говоря не только о юридических проблемах, но и о сложном администрировании и плохой собираемости этого платежа. Однако в июне этого года ведомство неожиданно включило упоминание о необходимости дать право регионам вводить этот платеж в свои «Основные направления бюджетной политики на 2015-2017 годы». Уже после этого заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко публично призывала относиться к этой идее как к поводу «пообсуждать в обществе» возможность поднятия налогов в принципе.

Как писал «Ъ», такая двойственность позиции может означать, что на деле Минфин налог вводить не собирался и рассчитывал использовать его лишь как угрозу в спорах о способах балансировки бюджета. По неподтвержденной информации, 30 июля на совещании у президента Минфин вместе с Минэкономики и вовсе выступали против идеи налога. Тем не менее поручение руководства страны о подготовке соответствующего законопроекта Минфином было получено и исполнено без большого энтузиазма.

Несмотря на сигналы о готовности Кремля ввести НСП, публичной информации о том, что решение принято, до сих пор нет. Отметим, в нынешней политической конструкции федеральной власти будет весьма непросто убедить налогоплательщиков в том, что политическую ответственность за рост нагрузки несут региональные власти. Среди российских граждан разбираются в том, какие налоги и в какой бюджет уплачиваются, в основном топ-менеджеры компаний и сотрудники бухгалтерий, большая часть населения не видит оснований для смысловых различий между федеральными и региональными налогами. Минфину, Кремлю и Белому дому будет крайне сложно убедить кого-либо в том, что решение о налоге принималось не в центре, а губернаторами, самостоятельно воспользовавшимися данными им налоговыми полномочиями.

Налоги с продажи товаров и услуг в России

В российской и европейской налоговой практике существует понятие косвенных налогов. Суть таких налогов состоит в том, что это не конкретная четко установленная сумма, а процент от продажи, который заложен в стоимость товара и оплачивается фактически покупателем. Главная обязанность продавца в таком случае — перечислить денежные средства в государственный бюджет РФ.

Надо ли платить налоги с продажи товаров и услуг

Речь идет о налоге на добавленную стоимость (так называемый НДС) и акцизных сборах, установление которых регламентируется такими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчете НДС» (№1137 от 26.12.2011 года);
  • Приказ ФНС России от 29.10.2014 года №ММВ-7;
  • ФЗ №248 от 23.07.2013 года;
  • Гражданский кодекс РФ.

Уплата данного налога возможна как при оптовой, так и при розничной торговле. От обязанности платить НДС освобождаются:

  • организации, суммарная выручка которых от реализации товаров и услуг за три последних месяца менее 2 миллионов рублей;
  • организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
  • компании либо ИП, использующие упрощенную систему налогообложения;
  • бизнес, работающий по патентной системе;
  • пользователи системы ЕНВД.
Читайте так же:  Регистрация ребенка без брака и оформление отцовства

Кроме этого, в процессе реализации товаров и услуг могут оплачиваться такие налоги:

Реализация товаров и услуг в 1С 8.3: примеры с проводками вы найдете в этом видео:

Особые виды продукции

Рассмотрим особенности налогообложения продаж отдельных видов продукции ИП и компаниями.

Знаете ли вы, что почти половина цены бензина, которая установлена на АЗС, составляют различные налоги и сборы? Так вот, при продаже бензина собственники АЗС обязаны перечислять в государственный бюджет такие налоги:
  • НДС по ставке 18%
  • акцизный сбор (примерно 15%). Сумма акциза устанавливается в фиксированном виде распоряжениями Правительства РФ, поэтому четко вывести процент акциза в общей цене бензина невозможно;
  • на добычу полезных ископаемых. Налог рассчитывается по специальной формуле и составляет примерно 3,6- 3,7 рубля за 1 литр бензина (примерно 10- 15 % от стоимости бензина на АЗС).

Товары с ebay и других интернет-магазинах

До начала 2017 года никаких налогов с продаж через интернет-магазины не было. 12 декабря 2016 года Президент РФ поручил специальной комиссии разработать правила торговли через интернет, суть которых состоит в таких моментах:

  • введение налогообложения покупок через зарубежные онлайн-магазины;
  • введение дополнительных таможенных пошлин при ввозе доставляемых из-за границы товаров.

Все эти платежи практически должны лечь на плечи россиян, которые активно пользуются американскими и европейскими площадками для онлайн покупок. По проекту решения не предусматривалось введение подобного налогообложения для российских онлайн-магазинов. Основная цель: создание искусственной ценовой конкуренции западным ресурсам и повышение популярности российских интернет- магазинов.

Размер НДС должен будет составлять 18 % от стоимости товара, а пошлины на таможне могут достигать 30% от цены товара.

Продаже через интернет товаров или услуг посвящен данный видеоролик:

Антиквариат

В процессе продажи антиквариата стоит рассматривать несколько возможных моментов:

  • если товар был продан по той же само цене, что и куплен, то налог в государственный бюджет не платится. Для этого продавец должен иметь доказательства в виде чеков, накладных, договоров о продаже и т.д.;
  • при продаже антикварного изделия через магазин (антикварную лавку) организация — продавец удержит и перечислит НДФЛ в размере 13% от стоимости товара;
  • существует возможность использования имущественного налогового вычета в размере до 250000 рублей.

Если товар продается через магазин, то НДФЛ в налоговую перечисляет бухгалтер магазина. Если же, допустим, договор в устной или письменной форме заключается между двумя физическими лицами напрямую, то средства в ФНС перечисляет продавец (если в этом есть необходимость).

Техника — это имущество определенного хозяина. Правила налогообложения при продаже имущества для физических лиц установлены нормами ст.ст. 217 и 220 НК РФ. Юридические лица оплачивают налог с дохода от продажи собственного имущества исходя из правил системы налогообложения по которой они работают, и уровня амортизации товара.

Для физических лиц действуют такие правила:

  • освобождение от уплаты НДФЛ при продаже товара, который находится в собственности хозяина более 3 лет (подтверждение — чеки, договора с магазином);
  • НДФЛ по ставке 13% платится при продаже товара дороже, чем 250000 рублей, либо если расходы, связанные с его приобретением меньше, чем размер доходов от продажи (подтверждается документально чеками, договорами и т.д.).

В ст.137 Гражданского кодекса РФ сказано, что животные — это такие же объекты права собственности, как и другие движимые, недвижимые вещи и предметы. Соответственно, по отношению к животным стоит применять такие же правила налогообложения, что и к другому имуществу.

Нерегулярная деятельность, связанная с реализацией животных, предусматривает такие правила налогообложения:

  • НДФЛ не платится, если сумма дохода от продажи животных менее, чем 250000 рублей;
  • не облагается налогом продажа животного, если оно находилось в собственности хозяина более 3 лет;
  • имущественный налоговый вычет в размере суммы расходов на приобретение животного применяется как альтернатива вычету в размере до 250 тысяч рублей.

Стройматериалы

Реализация строительных материалов в РФ может проводится исключительно юридическими лицами или ИП. Согласно норм письма Министерства финансов РФ 17.09.2010 N 03-11-11/246 в случае продажи строительных материалов рекомендуется использовать систему налогообложения ЕНВД.

Согласно норм ст.346.26 НК РФ суть системы состоит в том, что ЕНВД рассчитывается от площади торгового зала компании и является стабильной суммой (если не происходит повышение самой ставки налога). Ставка ЕНВД может устанавливаться каждым российским регионом самостоятельно.

Нефтепродукты

Нефтетрейдеры и другие продавцы продуктов нефти уплачивают в государственный бюджет РФ такие налоговые платежи:

  • налог на прибыль по ставке в 20%;
  • НДС по ставке 18%;
  • налог на имущество по ставке в 2,2%
  • налог на добычу полезных ископаемых по фиксированной ставке примерно 6000 рублей за тонну нефтепродуктов;
  • экспортные пошлины (размер пошлин устанавливается в долларах США за тонну каждого вида нефтепродуктов).

Книги являются собственностью, поэтому их реализация производится по общеустановленным правилам продажи имущества.

Реализация интеллектуальной собственности

Согласно норм ст.38 НК РФ интеллектуальная собственность не может считаться товаром. Юридическая суть интеллектуальной собственности урегулирована нормами ст.137 ГК РФ. Отметим, что в процессе реализации объектов ИС организации (физические лица) на общих основаниях уплачивают такие налоги:
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Странные проводки по документу «Реализация товаров и услуг» описаны в видео ниже:

Источники


  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  2. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  4. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.
Налог с продаж
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here