Мировая практика подоходного налогообложения

Предлагаем статью на тему: "Мировая практика подоходного налогообложения" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Зарубежная практика налогообложения доходов физических лиц

Подоходный налог в Великобритании

Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога — 20% — взимается с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка — 23% — взимается с дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство объявило о своем решении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходного налога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллиона платят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4 миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.

Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается от уплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.

Среди наиболее важных налоговых льгот можно выделить льготы на выплаты по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.

В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного в Великобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили за границей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран — самая большая сеть налоговых соглашений в мире — позволяют избежать двойного налогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть от 100% налоговых льгот.

Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати), где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиков избежать ошибок при подсчете и отчислении налогов.

Была введена в действие система самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этом случае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями.

Подоходный налог в налоговой системе США

Налоговое законодательство Соединенных Штатов состоит из огромного числа законов, постановлений, правил, решений и процедур. Граждане страны вовлечены в эту сферу со студенческих лет. Не будучи американцем, полностью разобраться в налоговой системе США крайне сложно.

Основой американского налогового законодательства является Кодекс внутренних доходов (Internal Revenue Code) 1954 г., представляющий собой полное описание всех законов, принятых с момента введения налога на доход в 1913 г. Принятые после 1954 г. Законы, содержащие изменения и дополнения к Кодексу, оформляются как его отдельные разделы.

Кодекс наделяет Казначейство правом принимать регулирующие документы (Treasury Regulations), призванные усилить положения Кодекса. Периодически Казначейство выпускает решения (Treasury Decisions), отражающие изменения, вводимые регулирующими документами.

Казначейство через Службу внутренних доходов (Internal Revenue Service — IRS) разрабатывает правила, инструкции и другие документы, называемые постановлениями о доходах (Revenue Rulings). Эти постановления разъясняют статьи Кодекса, регулирующие документы и решения Казначейства, и информируют о том, как IRS будет действовать в той или иной ситуации. Для этого существует система прецедентов, которая возникает при рассмотрении налоговых дел в суде.

Система налогообложения в США, как в любом федеративном государстве, подразделяется на федеральную налоговую систему и на систему налогов штатов и муниципальных образований и включает.

Подоходный налог во Франции

Следует отметить важную особенность налогообложения физических лиц — все доходы налогоплательщика делятся на восемь категорий:

жалованье, зарплата, пенсии и пожизненные ренты;

вознаграждения руководителей компании;

промышленные и коммерческие прибыли;

доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты);

доходы от перепродажи недвижимости, фондовых бумаг, движимого имущества.

Для каждой из восьми категорий имеется своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при этом вычету подлежат расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.

Ввиду столь сложной системы различных налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и учета различных существенных факторов, во Франции (при предоставлении налогоплательщиком соответствующих документов) непосредственным расчетом суммы подоходного налога занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках и методиках расчета по данному налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно в режиме онлайн с определенной долей достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.

В целом подоходный налог составляет 20% от налоговых доходов бюджета. В дальнейшем правительство использует поступления от подоходного налога для проведения своей социальной политики — в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи и оказания помощи малоимущим. Кроме того, на подоходный налог также возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций.

Эти обстоятельства создают сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

Налог вычисляется по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он учитывает экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки налога зависят от доходов и изменяются от 0 до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы, а сам подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.

Принципиальная особенность подоходного налога заключается в том, что обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. В соответствии с законодательством Франции семья может являться самостоятельной единицей налогообложения. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход этих детей либо учитывается при применении так называемой «системы семейных коэффициентов», либо родители имеют право на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

Читайте так же:  Налогообложение прибыли организаций учет, отчетность, ставки

По общему правилу, доход детей, состоящих в браке, облагается отдельно от их родителей. Однако если один из состоящих в браке детей попадает в любую из перечисленных выше категорий, он имеет право присоединить свой доход к доходу родителей, после чего родители имеют право только на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

Существуют также определенные вычеты и скидки для определения налогооблагаемого дохода. Освобождение от налога получают лица, которые:

имеют чистый профессиональный доход менее 7380€ (здесь и далее знаком «€» обозначается единая европейская валюта «евро») (8060€ для лиц, которым более 65 лет);

имеют доход, состоящий из зарплаты, пенсии или пожизненной ренты, меньше 5942€.

Лица старше 65 лет могут пользоваться скидкой в размере:

  • 1618€, если их налогооблагаемый чистый доход ниже 9960€;
  • 809€, если их облагаемый налогом доход находится в пределах 9960—16 090€.

Также из общего дохода вычитаются следующие суммы, при условии что они были осуществлены в профессиональных целях и оплачены из собственных средств:

расходы на питание;

расходы на образование;

приобретения вычислительной техники;

расходы, относящиеся к личным помещениям, используемым в профессиональной деятельности;

расходы на спецодежду и т.д.

Существуют определенные вычеты, связанные с семейными обязанностями:

расходы по охране дома;

расходы на содержание маленьких детей в яслях, детских садах и т.д.;

расходы, направленные на обучение ребенка:

  • 153€ на ребенка, посещающего лицей;
  • 183€ на ребенка, получающего высшее образование;

расходы на страхование жизни и т.д.

Объединенный налогооблагаемый доход семьи во Франции делится на установленный законом семейный коэффициент (см. табл.1) для определения количества налогооблагаемых долей. Далее для этой доли определяется ставка подоходного налога в целях исчисления величины налогового обязательства (суммы налога), приходящегося на одну долю. Затем исчисленная с одной доли сумма налога умножается на этот же коэффициент для определения общей величины налогового обязательства отдельной семьи.

Таблица 1 — Расчет семейных коэффициентов

Количество долей /семейное положение

Количество иждивенцев (проживающие непосредственно с налогоплательщиком)

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

экономические науки

  • Трембач Ольга Валентиновна , студент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США. Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога. Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским. В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета. В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов. На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень. Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения. Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству. Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6]. На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению. Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика. Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы. А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

[3]

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций. Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования. Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Читайте так же:  Как вступить в наследство

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%. Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4]. Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно. Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог. В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса. Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92]. В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер. В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход. Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

[2]

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно. В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму. В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан. При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования. Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти. Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода. Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции. Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Читайте так же:  Составление приказа о создании постоянно действующей комиссии

Список литературы

  1. Доклад ООН. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. – М.: Весь Мир, 2014. – 236 с.
  2. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: монография. – М.: Палеотип, 2006. – 356 с.
  3. Калужский М.Л. Мониторинг социально-экономических противоречий / Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: Материалы Всеросс. научно-практич. конференции. – Омск: ИА “Курьер”, 1999. – С. 91-94.
  4. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  5. Министерство Финансов Норвегии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.regjeringen.no
  6. World Tax Rates 2014/2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.taxrates.cc

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Мировая практика подоходного налогообложения

Налогообложение дохода граждан страны и нерезидентов позволяет своевременно и в необходимом объеме наполнять государственную и местную казну средствами. А потому подоходный налог, которым облагаются зарплаты, прибыль от коммерческой деятельности, сдачи имущества в аренду, обязателен к выплате. Подоходный налог в странах мира отличается процентной ставкой, способом уплаты и подачи отчетности.

Налогообложение доходов граждан Германии

Подоходный налог здесь действует в отношении резидентов (домициль – постоянное проживание на территории страны), а также тех, кто проживает более полугода в собственном жилье на территории Германии согласно законодательству 2015 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Базой по налогу выступает:

  • • доход, полученный непосредственно от работодателя, – пенсия, зарплата, премия, оклад, участие в деятельности юрлица;
  • прибыль самозанятых граждан – частичное партнерство, единоличное ведение коммерческой деятельности (чаще всего медицинская, юридическая бытовая сфера обслуживания);
  • инвестиционные доходы – проценты, дивиденды;
  • доход директора – аналогичен доходу самозанятого лица.

Подоходный налог (Einkommensteuer) в Германии обязателен к уплате. Источником может быть местное юрлицо или зарубежная компания. Однако для иностранных граждан, легально работающих и проживающих на территории страны, сделано исключение – они уплачивают подоходный налог только с поступлений внутри страны.

Используется прогрессивная шкала налоговых ставок:

  • доходы до 8004 евро в год налогом не облагаются;
  • от 8005 до 52881 евро – используется ставка в 14%;
  • когда доход за год находится в пределах 52882–250730, ставка равна 42%;
  • наибольшая ставка в 45% применима, если годовой доход превышает 250731 евро за 12 месяцев.

Налог может насчисляться на отдельного работающего гражданина или на общий доход семьи в целом. Так, нулевая ставка применима в том случае, если общий доход семьи не превышает 16009 евро в год.

Существуют и налоговые льготы. На них имеют право инвалиды, наемные рабочие преклонного возраста и так далее. Уменьшение размера налога возможно путем возмещения расходов на обучение в вузе. С 2014 года стало доступным возвращение части налога за счет учета расходов на страховку по уходу или медицинскую страховку. У сотрудников, имеющих несовершеннолетних детей, списывается (не облагается) 3775 евро.

Налог на доход в США

Подоходный налог в США – полностью забота граждан и владельцев Грин-карты. Расчет, уплату производят сами налогоплательщики. Проверку уплаты осуществляет специальный орган – служба внутренних доходов. Причем ею проверяется не более 2% всех деклараций. Тем не менее, налоги здесь платят исправно, поскольку наказание за уклонение – лишение свободы или огромный штраф.

Подоходный налог в США в 2015 году довольно разнообразен:

  • Федеральный налог. Определенная сумма налога списывается с зарплаты сотрудника компании. Размер зависит от уровня зарплаты и семейного статуса плательщика.
  • Налог с продаж. Прибыль от реализации обязательно учитывается государством, как база по налогу. Ставка – 3–7%. Освобождение имеют жители штатов Аляска, Делавэр, Орегон. Не облагается прибыль с продажи некоторых медпрепаратов.
  • Налог города и/или штата. По месту жительства плательщик обязан перечислять в казну около 3–10% от своего дохода. Эти деньги оседают «на местах».

Налог уменьшается на сумму вычетов, коих в США используется несколько:

  • Личное освобождение. Для холостяков база уменьшается на 3900 долларов в год.
  • Персональный вычет. Размер уменьшения базы стартует с 6000 долларов и увеличивается по количеству иждивенцев.
  • Особые вычеты. Применяются в том случае, если плательщик производит регулярные расходы – на ипотеку, детей, приобретение товаров для работы, медицинское обслуживание, потеря дивидендов, сдача жилья в аренду и многое другое.

Федеральный вид налога подсчитывается по прогрессивной шкале. Ставки колеблются в пределах 0–13%. Например, работодатель может перечислять налог в бюджет не с зарплаты сотрудника, а из собственного «кармана». Самозанятые лица обязательно уплачивают налог за себя, если это не полное партнерство.

Налог штата отчисляется в том случае, если плательщик выступает резидентом этого штата. В восьми штатах такой налог не взимается вовсе. В других он может рассчитываться по разным шкалам – прогрессивной или плоской. Ставка разнообразна – 3,07–13,3%.

Взимание подоходного налога в Беларуси

В РБ подоходный налог во многом схож с таковым в России образца 2015 года. Облагается им большинство видов доходов граждан и нерезидентов страны:

  • дивиденды (ставка 13%);
  • доходы, полученные в сфере высоких технологий (ставка 9%);
  • нотариальная, частная адвокатская и предпринимательская сфера деятельности (ставка 16%);
  • сдача в аренду недвижимого имущества при непревышении дохода 43660 тысяч рублей в год (ставка 13%);
  • прочие типы доходов – 13%.

Используются налоговые льготы (вычеты):

  • путевки на оздоровление ребенка;
  • доход менее 43600 тысяч рублей в год;
  • призы, подарки, матпомощь по месту трудоустройства;
  • помощь на детей-сирот и инвалидов.

Также в РБ в 2015 году применяются стандартные вычеты, предоставляемые семьям с детьми, инвалидам, героям СССР, участникам ВОВ и прочим льготным категориям граждан – плательщикам подоходного налога. Расходы на жилье, приобретенное по договору лизинга, также могут быть компенсированы с помощью вычета.

Подоходный налог является основным, наполняющим казну государства. Вне зависимости от ставок, системы взимания и законодательства, он подлежит обязательной уплате гражданами и нерезидентами страны, трудоустроенными на предприятиях или ведущими частное хозяйствование.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Кроме того, налог на доходы физических лиц оказывает сильное влияние на уровень жизни населения, в том числе располагаемый доход граждан, дифференциацию и другие показатели. Поэтому нельзя не отметить его социальную значимость.

Несмотря на постоянное совершенствование налоговой системы Российской Федерации, в области НДФЛ все еще существует ряд проблем и дискуссионных вопросов. К наиболее обсуждаемым вопросам относятся введение в стране прогрессивного налогообложения, необлагаемого минимума и совершенствование сложившейся системы налоговых льгот и вычетов.

Читайте так же:  Как закрыть ип

В данной ситуации целесообразно обратиться к опыту зарубежных государств.

Одна из самых развитых экономик Европы в Швеции. При этом специалисты отмечают, что это и страна с одними из самых высоких налоговых ставок. Интересующий нас подоходный налог взимается по прогрессивной ставке:

доход до 18 800 крон – облагается по ставке 0%;

доход от 18 800 до 443 300 крон – облагается муниципальным налогом в размере 29-31 % в различных муниципалитетах;

доход от 443 300 до 629 200 крон – помимо муниципального, выплачивается и государственный налог в размере 20 %;

доход свыше 629 200 крон – государственный налог увеличивается до 25% [2].

Отсюда мы видим, во-первых, высокий уровень налоговой нагрузки – максимальная ставка налоговая ставка достигает 56 %, что является значительным недостатком налоговой системы страны, но при этом вполне оправдано. Во-вторых, наличие необлагаемого минимума в размере 18 800 крон. При этом минимальный размер оплаты труда в Швеции составляет около 15 000 крон [2]. В-третьих, процентная ставка налога на доходы физических лиц является прогрессивной, что не только способствует исполнению принципа справедливости налогообложения, но и компенсирует отсутствие поступления в бюджет налогов от граждан с невысокими доходами.

Налоговая система Швеции предусматривает вычеты из налогооблагаемой базы, которые представляют собой затраты на получение дохода, подлежащего налогообложению. Кроме того, взносы граждан на обязательное медицинское страхование и пенсионное обеспечение также могут служить предметом уменьшения налогооблагаемой базы. Персональные вычеты предоставляются только при уплате муниципального налога и зависят от уровня дохода [1, c. 56].

Таким образом, в Швеции не столь широкая система налоговых льгот, но это вполне компенсируется значительными государственными расходами на социальную политику, что обеспечивает поддержку малообеспеченных граждан.

Можно сделать вывод, что система расчета налога в США является достаточно сложной. Однако это обеспечивает необходимый баланс между двумя главными целями: обеспечение стабильного поступления в бюджет значительных средств, с одной стороны, и справедливое налогообложение и перераспределение доходов, с другой.

Так же, на наш взгляд интерес представляет налоговая система Японии. Здесь так же имеет место налогообложение доходов по прогрессивной ставке (ставки от 10% до 50%), определен необлагаемый минимум (только по государственному налогу) [1, c. 57]. Однако в стране существует широкая программа налоговых льгот и вычетов.

Налогооблагаемый доход по каждой категории дохода рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.) и другие [2]. Целесообразно сравнить стандартный налоговый вычет с прожиточным минимумом в Японии, который в 2014 г. для мужчины составлял около 200 000 йен, что говорит о социальной значимости вычета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.

В связи с этим, целесообразно, на наш взгляд, разработать собственную систему взимания НДФЛ, адаптированную российским условиям. Так, ставка налога должна быть прогрессивной, но разрыв в них должен быть минимальный (от 10% до 20%). При этом максимальной ставкой должны облагаться сверхдоходы. Что касается необлагаемого минимума, его следует установить на уровне близком к размеру 1 МРОТ, но учитывать лишь для доходов в виде заработной платы. Данную систему следует вводить поэтапно, что позволит не просто повысить эффективность налогообложения физических лиц, но и на разных этапах корректировать и дорабатывать отдельные ее фрагменты.

Список литературы:

Едронова В.Н., Телегус А.В. Исторические аспекты развития методологии подоходного налогообложения за рубежом и в России. // Финансы и кредит. – 2015. — №28 (652). – С. 54-66

Изотова И.О. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России. // Бухгалтерский учет, налогообложение, статистика. Налоговое право. – 2011. Электронный ресурс: [режим доступа] http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/21/1269118420/Izotova.pdf. Дата посещения: 28.02.2016

Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы. // Финансы и кредит. – 2015. — №42 (666). – С. 54-60

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В современной экономической теории необходимость прогрессивной шкалы ставок подоходного налога объясняется так называемым «принципом справедливости». Принцип справедливости налогообложения был сформулирован А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” еще в 1776 г., и тогда он звучал так: “Налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных”.

Прогрессивная шкала подоходного налогообложения применяется в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран мира. В таблице приведены примеры таких стран и шкалы подоходного налога, установленные в них.

Приведенные в таблице данные наглядно показывают, что ставки НДФЛ значительно варьируются. В России же применяется единая ставка 13 % [1]. В США подоходный налог занимает наибольший удельный вес в структуре доходов государства (40%), и если бы, например, в США использовалась наша плоская шкала налогов, то их государственный бюджет сократился бы, примерно, в 2,5 раза [6].

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога в России на протяжении последних нескольких лет является объектом многочисленных дискуссий. На рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации неоднократно вносились законопроекты, предусматривающие изменения главы 23 НК РФ, в соответствии с которыми было предложено установить определенные ставки по НДФЛ при наличии заработной платы и других доходов физических лиц.

В качестве причин введения прогрессивной шкалы налогообложения депутаты указывали следующие:

Читайте так же:  Понятие уплаты алиментов и порядка их взыскания

необходимость выравнивания доходов граждан и сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и низкооплачиваемыми категориями работающих лиц;

обеспечение принципов социальной справедливости;

увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет;

накопленная положительная мировая практика применения прогрессивных ставок по налогу на доходы физических лиц.

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы минимальному размеру оплаты труда (минимальный размер оплаты труда или МРОТ в России — это законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования) официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода [2].

В большинстве экономически развитых стран определен необлагаемый минимум, граждане с низкими доходами в указанных странах чаще всего полностью освобождены от уплаты НДФЛ. В России же вместо необлагаемого минимума предусматриваются налоговые вычеты, величина которых, по сути, намного ниже прожиточного минимума (прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы), установленного на уровне 6623 руб. и минимального размера оплаты труда, который для России в настоящее время составляет 5205 руб. Величина необлагаемого минимума должна регулярно, не реже раза в год, пересматриваться с учетом инфляционных процессов, протекающих в экономике.

[1]

Ставки прогрессии целесообразно устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан, проживающих в соответствующих регионах, а также с учетом платежеспособности различных групп налогоплательщиков. Максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень — тот, который не будет побуждать налогоплательщиков к уходу в “тень” и не будет снижать стимулы для получения высоких доходов. Высокие налоговые ставки будут эффективны только тогда, когда уплата налога будет оправданна с точки зрения финансирования государственных расходов, а налоговый контроль будет настолько жестким, чтобы риск, связанный с неуплатой налога, был существенно выше той выгоды, которую получит налогоплательщик, уклоняясь от налогообложения [4].

Реформа должна быть комплексной, подразумевающей не просто переход на новую систему исчисления налога, подлежащего уплате, но также изменение существующей формы налогового администрирования и налогового контроля, введение различного рода льгот, учитывающих персональные особенности налогоплательщиков и, наконец, пересмотр социальных расходов государства.

Многие противники введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц утверждают, что плоская шкала налога способствовала выводу из “тени” значительного числа работодателей. Однако надо признать, что до настоящего времени проблема все еще не решена, масштабы ухода от уплаты НДФЛ до сих пор достаточно велики.

Немаловажную роль в этой связи играют налоговая дисциплина и налоговая ответственность, которые формируют и укрепляют налоговую культуру общества. Во многих зарубежных странах за совершение налоговых преступлений (правонарушений), в частности по НДФЛ, предусмотрена жесткая ответственность. Например, в Германии жесткость санкций достигается не только использованием уголовного наказания, как тюремного заключения, но и комбинированием штрафных санкций, которые способны вызвать ощутимые материальные последствия для налогоплательщика. Налоговые санкции не должны носить «мягкий характер», так как для некоторых налогоплательщиков страх применения относительно них мер налоговой ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги.

Чтобы обеспечить эффективное функционирование системы прогрессивного налогообложения, ее нужно дополнить мерами по усилению налогового контроля.

В Италии налог на доходы физических лиц складывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работы по найму, от предпринимательской деятельности и т.д. Все перечисленные данные фиксируются определенными документами специализированными органами власти, например, размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами, размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Следовательно, несмотря на то, что подоходный налог в Италии налогоплательщики исчисляют самостоятельно, налоговые органы имеют доступ к данным, которые фиксируются другими органами власти, с целью проверки представленных налогоплательщиком данных, в прочем, как и в России. Так как налог на доходы физических лиц в указанных странах занимает значительное место в формировании бюджета, налоговым органам, по средствам данного взаимодействия, необходимо проводить тщательную проверку каждого сомнительного налогоплательщика, например, на факт применения им обоснованного налогового вычета, льгот и т.п.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что все предлагаемые мероприятия по реформированию системы налога на доходы физических лиц Российской Федерации на основе практики применения подоходного налогообложения в зарубежных странах направлены на увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, обеспечения принципа социальной справедливости, а также содействие устойчивому развитию экономики страны в целом.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 652 с.

О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс]: — Правовые ресурсы. — Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/.

Ветрова В.Л. Налог на доходы физических лиц [Текст]: Комментарий к главе 23 НК РФ / В.Л. Ветрова. — М.: Вершина, 2011. — 278 с.

Вылкова Е.С. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России [Текст]: монография / Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 212 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кузьменко В.В. Перспективы реализации социальной функции налогов [Текст]: Налоги и налогообложение / В.В. Кузьменко — М.: Финансы и кредит, 2010. — 70 с.

Источники


  1. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  4. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
Мировая практика подоходного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here