Изменения в трудовом законодательстве с в сфере заемного труда

Предлагаем статью на тему: "Изменения в трудовом законодательстве с в сфере заемного труда" с комментариями специалистов. В статье собрана полная и всесторонняя информация, позволяющая найти ответ на все вопросы. Если же вы не нашли ответ на вопрос, то в любой момент можно обратиться к нашему дежурному юристу.

С 1 января 2016 года в России вводится запрет заемного труда

В Трудовой кодекс РФ введено определение заемного труда — это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Законом предусмотрена новая процедура — осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), а именно направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Указанная деятельность осуществляется по договору о предоставлении труда работников (персонала). Ее осуществляют частные агентства занятости и другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц).

Предусмотрено, что порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.

Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются в том числе наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Установлены особенности регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), а также особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по указанному договору.

Изменения в трудовом законодательстве с 2019 года в сфере заемного труда

С 01.01.2016 года в силу вступил Федеральный закон № 116 от 05.05.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацией». Его положения изменяют и дополняют действующий Трудовой кодекс РФ, определяя новый порядок осуществления взаимоотношений между организацией и работниками, нанимателем которых она не является. В частности, новый закон устанавливает понятие заемного труда и запрещает его использование.

С 01.07.2016 года в силу вступил Федеральный закон № 122 от 02.05.2015 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона об образовании в Российской Федерации», положения которого вносят в действующую редакцию Трудового кодекса РФ порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Заемный труд: понятие, признаки, основания для запрета

Самым важным изменением в трудовом законодательстве в 2016 году является введение в Трудовой кодекс РФ понятия заемного труда и запрета его использования. Согласно п 3. ст. 5 ФЗ № 116, Трудовой кодекс РФ будет дополнен ст. 56.1, содержащей расшифровку данного понятия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Москва и область: +7 (499) 455-09-71
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 317-78-95

Все регионы РФ: 8 (800) 550-92-58
Консультация бесплатна!

Согласно тексту нормы, заемный труд – это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем наемного работника. Фактически данное определение описывает сущность аутстаффинга – процесса, не закрепленного законодательно, но широко применяемого в организациях.

В этом случае предприятие обеспечивает работникам трудовую занятость, но формально не имеет с ними никаких взаимоотношений – вся кадровая и бухгалтерская документация ведется сторонней организацией, юридически и являющейся их работодателем. Указанная ст. 56.1 запрещает использование такого вида труда.

[3]

Однако предприятиям, использующим заемный труд в своей работе, не стоит планировать расширение штата и искать источники финансирования для проведения такого мероприятия. П. 4 ст. 5 ФЗ № 116 дополняет Трудовой кодекс РФ главой 53.1 под названием «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Эта глава вводит понятие нового вида деятельности по предоставлению работников (персонала) частными агентствами занятости.

Порядок осуществления деятельности по предоставлению работников (персонала)

Согласно положениям статей 341.1 и 341.2 Трудового кодекса РФ по договору о предоставлении труда работников (персонала), заключенному между частным агентством занятости (или иной организацией с аналогичными функциями) и принимающей стороной (работодателем), исполнитель направляет сотрудников, находящихся у него в штате, для выполнения определенных работ на территории заказчика. При выполнении работы для заказчика лицо, трудоустроенное в частном агентством занятости, должно руководствоваться положениями ранее заключенного трудового договора.

Предоставлять работников для выполнения трудовых функций смогут два вида организаций:

  • частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию на ведение указанного вида деятельности;
  • иные организации, передающие сотрудников для работы у аффилированного лица или в организации, являющейся стороной акционерного соглашения.

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов

ФЗ № 122, вступивший в силу 01.07.2016 года дополняет раздел IX Трудового кодекса РФ статьями 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов». Согласно положениям указанных статей, применение профессиональных стандартов станет обязательным для работодателей в том случае, если действующими нормативными актами будут установлены обязательные квалификационные требования к определенной должности. В настоящее время применение таких стандартов носит рекомендательный характер и необязательно к исполнению.

Итак, основными изменениями в трудовом законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году, становятся введение понятия заемного труда и запрета на его использование. Организации, ранее привлекавшие трудовые ресурсы методом аутстаффинга, должны отказаться от использования данного метода в своей работе, в противном случае они могут быть привлечены к ответственности за нарушение норм Трудового кодекса РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Москва и область: +7 (499) 455-09-71
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 317-78-95

Все регионы РФ: 8 (800) 550-92-58
Консультация бесплатна!

Читайте так же:  Порядок перечисления и размер страховых взносов на травматизм

С 1 января 2016 года для привлечения рабочей силы без трудоустройства на предприятии придется обращаться к услугам частных агентств занятости и заключать с ними соответствующий договор. Кроме того, изменения коснутся IX раздела Трудового кодекса РФ, регулирующего вопросы, связанные с квалификацией работника и используемыми на предприятии профессиональными стандартами. Вступившие в силу с 1 июля 2016 года ст.ст. 195.2 и 195.3 определяют порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Закон о заемном труде: использование заемного труда в России в 2019 году

После вступления в силу федерального закона № 116 о заемном труде в 2016 году у многих появилось распространённое заблуждение о том, что новый закон запрещает заемный труд полностью. Однако это совершенно не так.

В 2019 году предоставление заемного труда и его использование абсолютно легальны, несмотря на некоторые ограничения, о которых мы расскажем в нашей статье.

Что такое заемный труд в РФ

Заемный труд в России – это трудовая деятельность, осуществляемая сотрудником по распоряжению работодателя в интересах, под руководством и контролем юридического или физического лица, не являющегося прямым работодателем данного сотрудника.

Другими словами, сотрудник официально оформлен в штат одной компании, а фактически работает на территории и под управлением другой компании.

Таким образом, заемный труд подразумевает привлечение персонала из штата сторонней организации. То есть работодатель использует труд внештатного персонала для решения своих задач.

Заемный труд в России до 2016 года

Новый закон о заемном труде ФЗ №116

1 января 2016 года вступил в силу ФЗ № 116 о заемном труде, а точнее «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 05 мая 2014 года, который ввел как таковое официальное определение понятия «заемный труд».

Несмотря на распространенное заблуждение о том, что закон о заемном труде его запретил, на самом деле, новый закон лишь ввел его в законные рамки и полностью регламентировал деятельность по предоставлению и использованию заемного труда.

Заемный труд с 1 января 2016

Таким образом, новый закон от 2016 года не запретил заемный труд, а просто внес определенные условия, которые ограничивают круг лиц, имеющих право предоставлять и использовать эту услугу.

Другими словами, все изменения в законодательстве направлены не на то, чтобы запретить работодателям использовать труд внештатных работников, а на то, чтобы с помощью определённых ограничений урегулировать использование заемного труда в России.

Предоставление заемного труда в 2019 году

Использование заемного труда в 2019 году

Согласно ФЗ №116 с 01.01.2016 года на использование заемного труда также были введены некоторые ограничения:

  1. Зарплата передаваемых рабочих не должна быть ниже, чем у штатных сотрудников принимающей стороны, имеющих ту же специальность.
  2. Если сотрудник выполняет работы, связанные с вредными и опасными условиями труда, ему обязательно должна выплачиваться компенсация.
  3. Работник не может быть передан для осуществления трудовой деятельности принимающей стороне на срок более 9 месяцев.
  4. Количество передаваемых рабочих не должно превышать средней численности работников принимающей стороны, если не учтено мнение профсоюзной организации
  5. предприятия, на которое осуществляется вывод сторонних сотрудников.

Кроме того, сегодня в законе существуют условия, полностью запрещающие предоставление заемного труда сотрудников, то есть частные агентства занятости не имеют право направлять работников принимающей стороне для:

Как проверить, имеет ли компания право предоставлять заемный труд на аутстаффинг

Как было сказано ранее, предоставлять заемный труд могут исключительно аккредитованные частные агентства занятости.

В том случае, если у организации нет государственной аккредитации, она не имеет права предоставлять персонал, а договор с ней будет недействительным.

Поэтому крайне важно у компании, предоставляющей заемный труд, проверить наличие аккредитации. Для этого нужно зайти на сайт Роструда по этой ссылкеи найти компанию по индивидуальному номеру в реестре или по названию юридического лица в поиске.

Например, компания «ЗаШтатом», являясь аккредитованным частным агентством занятости, имеет данную аккредитацию, соответственно, нас можно найти в государственном реестре под номером 690 или по поиску, если ввести «ЗаШтатом».

Подводя итог вышесказанного, в 2019 году использование заемного труда полностью легально, а все внесенные изменения законом о заемном труде от 1 января 2016 года лишь помогли убрать с рынка кадровых услуг «черных» аутстафферов, что, в свою очередь, помогает заказчикам обращаться только в проверенные агентства занятости и быть уверенными в качестве услуг и безопасности работы с ними.

В России запретили использовать заемный труд

Закон, направленный на регулирование трехсторонних правовых отношений, возникающих в связи с предоставлением труда работников (персонала) третьим лицам, и на предотвращение уклонения работодателей от заключения с данной категорией работников трудовых договоров, подписан Президентом РФ.

Напомним, что документом вводится понятие «заемный труд» (труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника) и устанавливается общий запрет на его использование.

При этом предоставление труда работников (персонала) разрешено осуществлять лишь аккредитованным в установленном Правительством РФ порядке частным агентствам занятости, а также юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам и их аффилированным лицам. Основанием предоставления такого труда будет договор о направлении работников временно и с их согласия для выполнения трудовых функций в интересах, под управлением и контролем третьего лица (заказчика).

Читайте так же:  Как принять сотрудника на работу на неполный рабочий день

Кроме того, установлены требования к частным агентствам занятости и определены виды работ, на которые может быть направлен работник по договору о предоставлении труда работников (персонала). В свою очередь, на принимающую сторону возложена обязанность по обеспечению работнику надлежащих условий труда, а также возложена субсидиарная ответственность по всем обязательствам направляющей стороны (работодателя), вытекающим из трудовых отношений с работником.

В период выполнения трудовых обязанностей в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала) за работником сохраняются все установленные российским законодательством социально-трудовые гарантии (в том числе – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу с 1 января 2016 года.

[2]

Заемный труд: изменения в Трудовом кодексе (Шадрина Т.В.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

В очередной раз скорректированы положения трудового законодательства. Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 116-ФЗ) урегулированы вопросы использования заемного труда. Отметим, что поправки касаются не только Трудового кодекса, но и Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), а также некоторых других нормативных актов. О новшествах расскажем в статье.

Предпосылки изменений

Что такое заемный труд и кто может его предоставлять?

Обратите внимание! В качестве частных агентств, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы.

Отметим, что в случае приостановления или отзыва аккредитации агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников это агентство теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления к другому работодателю. При этом все права и обязанности по ранее заключенным трудовым договорам у частного агентства сохраняются.
Кроме установления критериев аккредитации, в данной статье приведено определение договора о предоставлении труда работников (персонала). Это договор, по которому исполнитель (далее — направляющая сторона) временно направляет своих работников с их согласия к заказчику — физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (далее — принимающая сторона), для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанного физического или юридического лица, а заказчик обязуется оплатить предоставление труда направленных работников и использовать их труд в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами этих работников с направляющей стороной.

Обратите внимание! Обязательным условием для включения в такой договор является условие о соблюдении принимающей стороной обязанностей по обеспечению безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством (п. 11 ст. 18.1 Закона о занятости).

К сведению. Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (п. 10 ст. 18.1 Закона о занятости).

Особенности труда работников, направленных по договору о предоставлении персонала

Обратите внимание! При направлении работника для выполнения работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между направленным работником и работодателем не прекращаются, а трудовые отношения между направленным работником и принимающей стороной не возникают.

Обратите внимание! Новшеством является установление обязанности по внесению сведений о работе у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) в трудовую книжку работника. Такую запись должно произвести частное агентство занятости (ч. 9 ст. 341.2 ТК РФ).

Отметим, что Законом N 116-ФЗ установлена обязанность агентства занятости по контролю за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права.
Еще одной особенностью трудовых отношений по предоставлению персонала является ответственность. Так, согласно ст. 341.5 ТК РФ по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении или других выплат, причитающихся работнику, а также по обязательствам по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование и обязательное пенсионное страхование, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона.

Если произошел несчастный случай.

Согласно ст. 341.4 ТК РФ, если с работником, направленным для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны, произошел несчастный случай, он расследуется комиссией, образованной принимающей стороной. В состав комиссии необходимо включить представителя работодателя, направившего этого работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие представителя работодателя не является основанием для изменения сроков расследования (ч. 5 ст. 229 ТК РФ).

Социальное страхование

В соответствии с Законом N 116-ФЗ скорректирована ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В частности, данная статья дополнена п. 2.1, устанавливающим, что страхователи, временно направляющие своих работников для работы у другого физического или юридического лица по договору о предоставлении труда работников в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ и ст. 18.1 Закона о занятости, уплачивают страховые взносы с заработка временно направленных работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также исходя из надбавок к страховому тарифу и скидок с него, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которые фактически направлены работники.
При этом данным пунктом предусмотрена обязанность принимающей стороны предоставлять страхователю сведения о виде деятельности, результатах специальной оценки условий труда и иную информацию, необходимую для определения страхового тарифа.

Читайте так же:  Зарплата мчс

Подведем итог

Регламентирование предоставления сотрудников для выполнения труда у другого работодателя по договору о предоставлении персонала способствует повышению гибкости рынка труда. В то же время данный механизм способствует повышению занятости, так как многие люди готовы работать на временных проектах: будь то работа на какой-либо период, подработка или эпизодическая занятость. Для таких кандидатов работа по договорам с агентствами — это действительно хорошая возможность совместить желания и возможности. Отметим, что они смогут это сделать лишь с 2016 г., когда Закон вступит в силу.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Пять ожидаемых новаций в сфере труда

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Сущность и последствия запрета заемного труда

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для оптимизации деятельности субъектов трудовых отношений следует исследовать сущность и особенности данного запрета, ответственность за его нарушение, а также возможности работодателей и организаций.

Какова сущность запрета?
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 116), вступающий в силу 1 января 2016 г., предусматривает введение в ТК РФ ст. 56.1 – «Запрещение заемного труда». Устанавливая запрет на заемный труд, она определяет его как труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Таким образом, запрещены будут многие формы аутсорсинга в России. Большинство работодателей в России будут лишены возможности с 1 января 2016 г. пользоваться заемным трудом работников. Однако существуют исключения.

Статья 56.1 ТК РФ указывает, что особенности регулирования труда работников, временно направленных работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 ТК РФ.

Данная глава, которая также будет добавлена в ТК РФ по вступлении в силу ФЗ № 116 (1 января 2016 г.), называется «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Статья 341.1 вышеуказанной главы предусматривает, что частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которые в соответствии с законодательством РФ о занятости населения в РФ вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), в целях осуществления такой деятельности имеют право в случаях, на условиях и в порядке, установленных данной главой, временно направлять своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимися работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

Также ФЗ №116 вводит перечень лиц, имеющих право пользоваться механизмом главы 53.1 ТК РФ, в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

С 1 января 2016 г. в Закон о занятости будет добавлена ст. 18.1 «Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)». В ней будет установлено, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

1) частные агентства занятости – юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

– юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

– юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

– юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Таким образом, глава 53.1 ТК РФ будет предусматривать исключения из запрета, установленного ст. 56.1 ТК РФ, так как по указанным в данной статье признакам это будет также заемным трудом. Потому было бы предпочтительно изложить ч. 1 ст. 56.1 ТК РФ («заемный труд запрещен») в несколько иной редакции, например, «заемный труд запрещен, за исключением случаев, предусмотренных гл. 53.1 настоящего Кодекса».

Хотя, стоит отметить, что данная деятельность, которая представляется как исключение из запрета на заемный труд, именуется не заемным трудом, а деятельностью по предоставлению труда работников (персонала).

Какова ответственность за нарушение запрета?
Соответствующая ответственность предусмотрена КоАП РФ. В ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение трудового законодательства предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Правила оформления и образец досудебной претензии

При этом за совершение этого нарушения лицом, которое уже ранее привлекалось к ответственности за такое нарушение, ч. 4 ст. 5.27 устанавливает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Важно помнить, что ранее КоАП РФ в предшествовавших редакциях предусматривал за нарушения трудового законодательства в качестве одного из альтернативных вариантов наказания – административное приостановление деятельности организации или предпринимателя на срок до девяноста суток. Такое наказание было способно причинить деятельности предпринимателя или организации серьезный ущерб. Однако оно было исключено из КоАП РФ, и теперь в соответствии с действующей редакцией нарушителя будет ожидать предупреждение (ранее оно предусмотрено не было) или административный штраф в указанных размерах.

Что необходимо сделать работодателю?
Хотя заемный труд с 1 января 2016 г. будет прямо запрещен законом, сама формулировка его определения в ст. 56.1 ТК РФ оставляет определенные возможности работодателям. Как говорилось выше, под заемным трудом законодатель понимает труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Таким образом, существует три базовых признака, одновременное наличие которых в совершенном деянии является основанием для квалификации его как нарушения запрета. Это наличие труда работника 1) в интересах; 2) под управлением; 3) под контролем – лица, не являющегося его работодателем.

Отсутствие одного из этих признаков в деятельности означает неприменимость к нему понятия заемного труда, а также соответствующего наказания за нарушение запрета.

Следовательно, если данный труд осуществляется, например, в интересах другого лица и под его управлением, но не под контролем – либо в интересах и под контролем, но не под управлением – то это уже не будет являться заемным трудом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что определенные возможности у работодателей остаются. Им следует привести свою деятельность и деятельность своих работников в соответствие с требованиями законодательства.

Также сходная деятельность может осуществляться в рамках гражданско-правовых механизмов – например, договоров по оказанию услуг или выполнению работ (в том числе договоров подряда).

До 1 января 2016 г., когда запрет вступит в силу, работодателям необходимо устранить из своей деятельности то, что будет подпадать под запрет, изменив соответствующее юридическое оформление деятельности и приведя ее в соответствие с законодательством описанными выше способами. В противном случае, нарушители будут привлечены к административной ответственности и подвергнуты предупреждениям и административным штрафам.

31 Января 2017 Анализ изменений в сфере трудового законодательства

Автор: Надежда Владимировна Корженевская, консультант по юридическим вопросам

Ответственность за нарушение норм трудового законодательства стала носить дифференцированный характер. А это не может не стимулировать к более детальному изучению положений Трудового кодекса РФ. Узнайте, какие новеллы законодательства вступили в силу совсем недавно и как с ними работать вам и вашей компании.

Независимая оценка квалификации

С введением обязанности работодателя применять профессиональные стандарты для многих категорий работников (если требования к их квалификации установлены нормативными правовыми актами) возникла необходимость в оценке квалификации таких сотрудников.

С 1 января 2017 года определить соответствие квалификации работника или соискателя на должность положениям профессионального стандарта или установленным квалификационным требованиям можно с помощью независимой оценки квалификации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

Независимая оценка квалификации проводится по инициативе:

[1]

работника – за счет его собственных средств или средств иных физических (юридических) лиц;

работодателя – за счет средств работодателя.

По итогам профессионального экзамена соискатель получит свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации.

Независимой оценкой в форме профессионального экзамена займутся специальные центры. Правительство уже утвердило для этого правила (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204), вступившие в силу 1 января.

Изменяется кадровый учет на микропредприятиях

С нового года начала действовать новая глава 48.1 ТК РФ, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих на субъектах малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

И теперь регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений на микропредприятиях осуществляется с учетом ряда особенностей:

данные работодатели вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие);

для регулирования трудовых отношений такой работодатель должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами;

трудовые договоры с такими работодателями заключаются на основе типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

Вступают в силу новые санитарные требования к рабочим местам

С 1 января 2017 года начал действовать новый СанПиН 2.2.4.3359-16, который устанавливает расширенные требования к следующим физическим факторам на рабочих местах:

видам шума, вибрации;

защите от инфразвука, ограничению неблагоприятного влияния;

электрическим, магнитным и электромагнитным полям, лазерному, ультрафиолетовому излучению;

Новый СанПиН подробно регулирует требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих, определяет меры для снижения негативного воздействия данных факторов.

Читайте так же:  Проверка продуктов на качество роспотребнадзором

Новые правила определения размера среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

С 1 января начали применяться предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий.

При этом в силу положений Постановления Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 для исчисления среднемесячной заработной платы выше указанной категории работников и в целях определения предельного уровня их соотношения:

среднемесячная заработная плата работников определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы таких работников списочного состава на среднесписочную численность таких работников за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году);

среднемесячная заработная плата управленческого персонала определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Кроме того, предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы данных сотрудников определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, в кратности от 1 до 8.

При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

Кроме того, начиная с 1 января 2017 года, в силу положений новой ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате выше указанных категорий работников должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, а также на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий.

Дополнен список обязательных документов для поступления на работу

Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ были дополнены положения статьи 65 Трудового кодекса. Необходимым становится предоставление справки о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в случае, если лицо поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Информацию о востребованных, перспективных и новых профессиях можно найти в «Справочнике профессий»

Начиная с 9 января должен был заработать государственный информационный ресурс – «Справочник профессий». Справочник содержит информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях и размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» (В силу положений Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Обратите внимание на некоторые официальные комментарии Минтруда, которые вышли еще в конце 2016 года

Внеочередную проверку знаний по охране труда проводит работодатель (Письмо Минтруда России от 21.10.2016 № 15–2/ООГ-3728)

Работники обязаны обучаться охране труда (ч. 1 ст. 225 ТК РФ). После их знания проверяют. Если вводятся новые или изменяются действующие НПА по охране труда, нужно организовать внеочередной экзамен. При этом проверяют знание только этих актов (п. 3.3 Порядка, утв. постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29).

По мнению Минтруда, компания вправе сама оценить, знают ли работники новые нормы по охране труда.

Реорганизация не повод для проведения внеплановой спецоценки условий труда (Письмо Минтруда от 02.11.2016 № 15–1/ООГ-3847 и от 03.11.2016 N 15-1/ООГ-3913)

Одно из оснований для внеплановой спецоценки – ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Минтруд пояснил, когда это происходит: работодатель начал производственный процесс, которого раньше организации не было.

Чиновники также разъяснили обязанности работодателя по спецоценке при реорганизации компании. Реорганизацию могут сопровождать изменения штатного расписания, наименований структурных подразделений, рабочих мест, должностей. Минтруд указал, что внеплановая спецоценка не обязательна, если работодатель:

не вводил новые рабочие места;

не менял условия труда сотрудников.

Решение о непроведении внеплановой спецоценки принимает комиссия по проведению спецоценки. Свое мнение она отражает в протоколе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо этого, Минтруд напомнил, что новых сотрудников нужно знакомить с результатами ранее проведенной спецоценки. А вредников — еще и с компенсациями, которые им полагаются. Сделать это нужно под роспись в карте спецоценки.

Источники


  1. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  4. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Изменения в трудовом законодательстве с в сфере заемного труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here